Анжелика Гуралева
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю посредством нравственно-патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю посредством нравственно-патриотических чувств
Методические рекомендации
Выполнила: Гуралева А. А
воспитатель МБДОУ детский сад №57,
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному городу (краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Это закономерно, поскольку чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю посредством нравственно-патриотических чувств» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание положительного отношения к родному краю у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие патриотических чувств.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания любви к родному городу (краю, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт в области теории воспитания патриотических чувств, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме (К. Д. Ушинский, Е. И., Водовозова, А. С. Мерлина, Н. Ю. Ясева, Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова, и др.). Во взглядах на развитие патриотических чувств у личности существуют различные подходы, и авторы предлагают свои технологии воспитания любви детей к родному краю.
Одной из задач нравственного воспитания личности в целом является формирование основ патриотизма. Важнейшей составляющей частью пат-риотических чувств у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю. Первооснову воспитания любви к родному краю у детей дош-кольного возраста составляет привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению. Формирование любых нравственных чувств, в том числе и любви к ближнем, базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка.
В старшем дошкольной возрасте в формировании любви к родному краю большую роль отводят изобразительному искусству, художественной литературе, экскурсиям, беседам. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие увиденного и прослушанного, способствует переносу вызванных эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств.
Приобщая детей к народной культуре, местным традициям, опосредованно отражающим реальный мир мы воспитываем нравственно-патриотические чувства. Так при ознакомлении с достопримечательностями города (края) у детей активизируется интерес к общественной жизни страны и города, к своей родине, к ее ценностным ориентирам.
Задачи:
- воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитания уважения к труду;
-развития интереса к русским традициям и промыслам;
- расширения представлений о родном городе;
- знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развития чувства ответственности и гордости за достижения Кузбасса;
- формирования толерантности, чувства уважения к труду человека разной профессии.
Теоретическое значение данной работы заключается в том, что в работе рассмотрены основные вопросы патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, раскрывается содержание и роль формирования любви к родному городу (краю).
. Сущность понятия патриотизм, его структурные компоненты
Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.
Научное понимание этого патриотизма раскрыто классиками советской школы. Доказано, что данная категория отражает социальные явления, не существующие вне рамок человеческого общества, что патриотизм - это элемент общественного сознания. Являясь таковым, патриотизм вторичен по отношению к экономической жизни, базису общества, определяющему форму идеологической надстройки, духовную жизнь людей, их патриотические чувства.
В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка [6].
На современном этапе в концепции по развитию патриотического воспитания дано следующее определение: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6].
Теоретически важным является выяснение сущности понятий "родина" и "отечество". В работах философов А. Г. Агаева, М. Н. Росенко дается следующая трактовка данных понятий. Авторы считают, что в широком смысле понятие "отечество" включает в себя понятие "родина". В узком смысле "родина" - это народ, природа родного края, история, культура, традиции народа, его язык. Понятие "родина" содержит в себе больше общечеловеческого, это социально-этническое понятие [6].
Исходя из сущности и особенностей патриотизма, философы А. Г. Агаев, Ж. Г. Голотвин и Р. Я. Мирский выделяют следующие его структурные компоненты:
1. Чувственно - эмоциональный : чувство любви к родине, народу, традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость.
2. Интеллектуальный: научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, осознание ответственности за судьбы родины.
3. Действенно-практический: труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д. С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т. к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются, как отмечают психологи, новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний (А. Г. Ковалев, А. А. Люблинская, Т. А. Репина, П. М. Якобсон. Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников (Л. С, Выготский, А. В. Запорожец, Д. Эльконин, подчеркивают важное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения детей (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я,3. Неверович
Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. И. Логинова [6].
На основе возрастания общей произвольности поведения к старшему дошкольному возрасту усложняется характер деятельности ребенка. В процессе ее дошкольник выполняет практические действия, результат которых важен для других люде, деятельность его начинает диктоваться целями общественного характера.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
Таким образом, выявленные психологами особенности свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей данного возраста.