Татьяна Кузьмина
Духовно-нравственное воспитание как составляющая патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с дошкольного детства, чрезвычайно важно сегодня для России. Только возобновив непосредственную связь со своей историей, вернувшись к глубинным смыслам нашего прошлого, Россия сможет сохранить свою целостность и получить импульс для движения вперед.
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как составляющая патриотического воспитания» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как патриотизм и духовность занимают далеко не первые места.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Издавна в отечественной педагогике воспитание отчизнолюбия тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека и имело основную цель – воспитать человека существом мыслящим, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным перед своими соотечественниками и государством.
Являясь участником городского методического объединения по социально – коммуникативному развитию «Равный среди равных» ставлю целью своей работы целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям родной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья. Воспитание чувства патриотизма. Работа ведется на протяжении нескольких лет и приносит свои плоды. У детей формируется устойчивый интерес к занятиям исторического и этнографического характера; осознание нравственной ценности добра, долга, ответственности; понимания важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; любовь к Родине; владение способами поведения, адекватными культурным ценностям народа; позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, приобщение к опыту родной культуры, ответственность за свои поступки и дела.
Литература
1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.
3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.