Королева Анна Анатольевна
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков
«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их - гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.
Публикация «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Воспитатель приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки.
Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок «дружил» с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например, закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам для избежания резкого контраста теплой и холодной воды.
При этом гигиенические процессы сопровождать чтением любимых потешек.
При умывании и купании:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода –
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху.
С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятка
Вся худоба –
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
Плещется в водичке дочка Маша,
Плещется в водичке кукла Даша.
Мама вытирает свою Машу,
Маша вытирает свою Дашу.
При кормлении:
Люли, люли, люли,
Прилетели гули
К маленькой Ганнуле.
Сидят и рядят,
Чем ей угодят:
То ли кашей с молоком,
То ли бубличком с медком,
То ли сладким яблочком.
Гу-ту-ту,
Гу-ту-ту,
Вари кашу вкруту,
Подливай молочка,
Покорми казачка.
Пришел кисель,
На лавочке присел,
На завалочке присел,
Поесть Олечке велел.
Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайки -за капустку,
Мышки -за корку,
Детки – за молоко.
При расчесывании:
Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса.
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Приобретенные навыки гигиенической культуры можно закрепить чтением художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха – Цокотуха»; Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца»; З. Александрова «Утром», «Купание»; В. Орлов «Хрюша обижается»; А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка»; И. Токмакова «Тили-тили-тили-тили. ?»; М. Яснов «Я мою руки»; А. Усачев «Хочешь, Феденька, кефир»; О. Дриз «Про веселый пирожок»; Я. Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»; В. Зайцев «Я одеться сам смогу»; Э. Мошковская «Уши»; С. Каптикян «Хлоп-хлоп»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А. Воронкова «Маша-растеряша»; Н. Сынгаевский «помощница» и другие произведения.
Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызывать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.