Ирина Семченко
Воспитание творчества у дошкольников средствами физического воспитания
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Как известно, мир, который нас окружает, стремительно меняется, вместе с ним становятся другими технологии, общество, меняется и сам человек, который стоит в основе любого прогресса. В настоящее время наиболее востребованными становятся творческие и креативные люди, которые способны нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в самых разных ситуации, а также создавать что-то новое и необычное.
Публикация «Воспитание творчества у дошкольников средствами физического воспитания» размещена в разделах
Именно поэтому одним из важнейших направлений политики государства в образовательной сфере является воспитание у детей творческого начала, которое способствует развитию личности и самореализации подрастающего поколения, а также максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого человека.
Следует отметить, что в основе творческого начала лежит психический процесс воображения, которое по мнению большинства педагогов является ключевым новообразованием именно в период дошкольного возраста. Следовательно, развитие творческого воображения в самых разных видах деятельности является одной из первостепенных задач системы дошкольного образования.
Для ребенка двигательная деятельность является, пожалуй, самым любимым и увлекательным занятием, которое оказывает разностороннее влияние на развитие его личности и в частности формирование таких качеств как инициативность, самостоятельность, активность и творчество.
Действительно, сегодня чтобы человеку достичь определенных высот в профессиональной деятельности, ему просто необходимо быть творческой личностью. Достигнуть этого можно разными способами, в том числе и средствами двигательной активности.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей в ДОУ
Гипотеза: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста будет эффективно, при использовании, в том числе средств физического воспитания, как инструмента для формирования всесторонне развитой личности.
Предмет исследования – педагогические условия развития творчества у детей дошкольного возраста посредством двигательной активности.
Целью данной работы является исследование проблемы развития творчества у дошкольников средствами физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать исследования по проблеме развития детского творчества;
определить сущность развития творчества у дошкольников в процессе двигательной деятельности;
изучить способы развития творчества у дошкольников средствами физического воспитания;
провести начальную диагностику двигательных творческих способностей дошкольников;
охарактеризовать педагогическую работу по развитию творчества у дошкольников средствами физического воспитания;
проанализировать итоговую диагностику.
Методы исследования:
анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования,
беседы, наблюдение;
метод обработки результатов исследования – количественный и качественный анализ.
Характеристика исследований по проблеме развития детского творчества
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из задач является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Ребенок дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей уже способен проявлять живой интерес к окружающей жизни, жаждет ее самостоятельно познать. У детей заметно повышается умственная и физическая работоспособность, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов детской деятельности.
Развитие детского технического творчества является важнейшей актуальной проблемой дошкольной педагогики и ставит перед системой дошкольного образования главную задачу - воспитание у подрастающего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые будут в дальнейшем способствовать достижению положительных перемен в обществе и государстве.
Творчество как объект психолого-педагогических исследований обладает своеобразной спецификой: при научном описании творчества пропадает сам предмет исследования – неуловимый творческий процесс, поэтому существуют различные подходы в понимании и определении творчества.
Творчество является важнейшей составляющей развития индивидуальной личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Профессор Т. С. Комарова, которая не раз отмечала в своих работах, что «формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве»
Можно сделать вывод, что творческой личности, присущи следующие качества и свойства:
творческой личности, присуще креативность (созидание) – «общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности;
особенность творческой личности - это способность идти на риск, смелость, высказывать и отстаивать свои идеи. Именно "бесстрашие мысли" позволяет ему высказывать догадки и гипотезы, даже если нет абсолютных доказательств их правильности;
открытость ума – «готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному»;
огромное желание творить, создавать несмотря ни на что;
независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы;
качество, которое необходимо изобретателю - это уверенность в себе, уверенность в успехе и преисполненная решимость его добиться. В этом помогают такие качества как независимость и убежденность, интуиция, активность и упорство;
любой творческий человек в своей деятельности, прежде всего, опирается на полученные знания, которые он черпает из всех разнообразнейших дисциплин, из общения с людьми, с книгами, журналами, газетами, с радио и телевидением;
для творческой личности характерной чертой является большое трудолюбие, работоспособность, смелость и результативность особенно в той области науки, которая его интересует;
у творческой личности хорошо развиты познавательные способности, а именно, хорошая память, внимание, мышление, воображение.
Российский ученый, доктор психологических наук Н. Н. Поддьяков разработавший оригинальную теорию познавательного развития ребенка, которая имеет фундаментальное общепсихологическое значение, выделил два генетических источника творчества дошкольников.
Первый — это практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста она выступает в форме экспериментирования, интенсивно развивающегося на протяжении всего дошкольного детства.
Второй генетический источник детского творчества — игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия, создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей
Сущность развития творчества у дошкольников в процессе двигательной деятельности
Доктор психологических наук, В. Т. Кудрявцев, долгое время исследовавший проблемы физического воспитания дошкольников отмечал : «Благодаря включению средств развития творческого воображения в структуру оздоровительной работы ее эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой» Данный подход для наглядности схематично представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Замысел развивающей оздоровительной работы 7
Средством развития творчества выступает эмоционально окрашенная двигательная деятельность, с помощью которой дети в воображаемой ситуации через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Задачами по развитию двигательного творчества являются :
развитие устойчивого интереса к подвижным играм (как ведущему методу развития творчества в двигательной активности);
раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка;
расширение представлений детей об окружающем мире;
развитие творческого воображения дошкольников, эмоциональной сферы, умения сочувствовать, сопереживать,
развитие двигательных навыков: быстрота, сила, ловкость, выносливость. развитие коммуникативных способностей детей.
Способы развития творчества у дошкольников средствами физического воспитания
Т. С. Яковлева выделяют следующие характеристики творчества у дошкольников в двигательной деятельности: осознанность движения;
умение использовать знакомые способы выполнения движения в разных ситуациях;
умение сочетать и комбинировать известные движения;
способность к рефлексии собственного движения;
способность демонстрировать игровой образ с помощью движений;
умение согласовывать свои движения с движениями других детей 20.
По мнению В. Н. Шебеко, творчество ребенка в двигательной деятельности характеризуется следующими чертами:
когнитивными (способность дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое);
проективно-конструктивными (способность создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррективы по ходу выполнения двигательного действия);
художественно-конструктивными (умение выражать посредством движений свои эмоции, состояние, «рождать» двигательные образы);
эстетическими (способность достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения при выполнении двигательного действия
Творческая активность детей проявляется в варьировании отдельных элементов упражнения (изменение направлений, исходного положения; введение дополнительных действий) и в комбинировании ранее изученных движений.
Методику занятий по физическому воспитанию, направленную на совершенствование творческих способностей, разработала и экспериментально апробировала О. М. Гребенникова.
В. Н. Шебеко разработала педагогическую технологию развития творчества ребенка в двигательной деятельности. Данная технология помогает детям переосмыслить двигательный материал, выбрать собственную стратегию поведения. Исследователь предложила систему развивающих физкультурных занятий, ориентированную на формирование двигательного творчества. Одним из критериев оценки эффективности данной технологии является рост способностей ребенка в творческой самореализации
Развитие творчества в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно, если педагоги:
1. Выявляют уровень сформированности творчества и инициативы в подвижной игре с помощью диагностической методики Н. Н. Кожуховой Показателями развития творчества являются :
а) для детей младшей группы – умение пересказать сюжет игры;
б) для детей средней группы – исполнение роли (ведущей, массовой) и проявление инициативы в движениях, поведении, создании и использовании условий;
в) для детей старшей группы – проявление инициативы при распределении ролей, в движениях, ролевом поведении, создании и использовании условий, придумывании вариантов знакомых игр;
г) для детей подготовительной к школе группы – проявление инициативы при распределении ролей, в движениях, поведении, придумывании вариантов и усложнений, действиях, изменяющейся обстановке.
2. Предлагают детям занять позицию «исследователя», расширяют у дошкольников представления о физкультурном инвентаре и спортивном оборудовании, знакомят с характеристиками предмета:
3. Применяют педагогические методы.
1) Беседы с элементами движений;
2) Двигательные загадки
3) Игровые задания.
4) Проблемные ситуации
5) Игровое экспериментирование.
4. Обогащают физкультурно-игровую среду : меняют расположение физкультурных пособий, с которыми дети выполняют упражнения.
5. Расширяют и углубляют представления детей об окружающем мире.
6. Осуществляют целенаправленное руководство, соблюдая этапы развития творчества у детей в подвижной игре:
подражание и имитация;
составление вариантов игры вместе с педагогом;
самостоятельная организация и проведение подвижной игры небольшой подгруппой;
придумывание вариантов игры и новой игры.
7. Предлагают детям подвижные игры, развивающие творческую активность.
8. Выделяют время для свободной двигательной активности детей.
Таким образом, все перечисленные советы и рекомендации помогают раскрепостить детей, а также позволят им мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, почувствовать радость от выполняемых движений.
Начальная диагностика двигательных творческих способностей дошкольников
В соответствии с поставленными задачами эмпирическая часть работы включает в себя следующие этапы:
1. Определение исходного уровня сформированности в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на данной основе постановка задач для последующей работы с воспитанниками.
2. Разработка содержания педагогической работы по развитию дошкольного возраста.
3. Проведение контрольного исследования, определение результатов опытно– экспериментальной работы, выводы об эффективности проведенной работы.
Прежде, чем начать работу по развитию творчества средствами физического воспитания детей дошкольного возраста, был выявлен уровень сформированности двигательных творческих способностей.
;
Рисунок 2 - Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание в ходе оценки результатов выполнения дошкольниками диагностического задания.
На рисунке 3 представлены результаты проведенной диагностики в старшей группе ДОУ.
Рисунок 3 – Результаты проведенной диагностики
Для дальнейшего исследования уровня развития творческих способностей была применена методика Л. Ф. Тихомировой под названием «Придумай подвижную игру», согласно которой каждый ребенок получает задание придумать подвижную игру и подробно ее описать, отвечая на ряд вопросов. На выполнение задания отводится пять минут.
На рисунке 4 наглядно представлено краткое содержание данной методики.
Рисунок 4 – Краткое содержание методики Л. Ф. Тихомировой
«Придумай подвижную игру»
Следует отметить, что ответы детей следует оценивать исключительно по содержанию придуманной игры, а не речи, поэтому целесообразно каждому ребенку задавать наводящие вопросы, то есть помогать, но не подсказывать ответы.
Рисунок 5 – Результаты диагностирования по методике Л. Ф. Тихомировой
«Придумай подвижную игру»
Итак, в результате проведенной диагностики был выявлен недостаточный уровень развития двигательного творчества дошкольников. Большая часть детей не могут организовать образно-пластическое взаимодействие с партнером и не справляются с перевоплощением в какой-либо образ, кроме того большинство из ребят не умеют выразить себя в игре и испытывают затруднения в придумывании новой.
Далее с целью повышения уровня творческих способностей в средствами физического воспитания предлагается программа развития двигательного творчества дошкольников на основе подвижных игр.
2.2 Педагогическая работа по развитию творчества у дошкольников в процессе двигательной деятельности и итоговая диагностика
В процессе формирующего эксперимента, было предложено провести занятия в рамках программы развития двигательного творчества дошкольников на основе подвижных игр. Данное предложение было обусловлено тем, что как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста являются игры, в том числе и подвижные, которые помимо стимулирования двигательной деятельности ребенка и совершенствованию его основных движений, способствуют также развитию творческих способностей.
Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях мы подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. В период освоения детей в новой обстановке подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Варианты подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста приведены в Приложении Б.
Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.
Выполнение этих задач прежде всего зависит от, воспитателей, от того, насколько они сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру мы старались эмоционально и выразительно и принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, мы не только подсказывали, как нужно двигаться, но и показывали образец правильного выполнения движений.
При проведении подвижных игр широко использовали такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Учитывая, что двигательные возможности детей этого возраста больше, в игре предлагали каждому поупражняться в движениях, старались не ограничивать пространство для движений, не сокращать время активных действий, увеличили дозировку бега и подпрыгиваний в играх.
Дети хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило нас более серьезно подходить к варьированию игр.
При обучении основным движениям у детей формируется умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.
Таким образом, в результате проведенной работы по программе с использованием подвижных игр, движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.
Большинство детей, участвовавших в эксперименте, по окончании работы по программе отчасти ориентировались на пластические «реплики» своего партнера и «отвечали» на них движениями, жестами, в соответствии со смыслом контекста общения, но иногда «оглядывались по сторонам», подражая движениям соседей.
Значительная часть детей научилась ориентироваться на «реплики» партнера и отвечать на них движениями по смыслу. У них была отмечена достаточно устойчивая увлеченность образно-пластическим взаимодействием с партнером.
Дети научились образному перевоплощению. Они исполняют движения «всем телом», с эмоционально-пластическим «проживанием» образного содержания в индивидуальной «манере», т. е. показывают образ по-своему, не похоже на других детей.
Так же, дети научились самостоятельно придумывать различные подвижные игры, распределять роли в рамках новой игры, устанавливать правила.
В целом, можно сделать вывод, что занятия по программе были эффективными.
Целью данной работы являлось исследование проблемы развития творчества у дошкольников средствами физического воспитания.
Мнения педагогов и психологов сходятся в том, что дошкольное детство является тем жизненным периодом, когда формируется фундамент творческого начала – важнейшей составляющей развития индивидуальной личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Средством развития творчества выступает эмоционально окрашенная двигательная деятельность, с помощью которой дети в воображаемой ситуации через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Вторая глава данного исследования была посвящена опытно-экспериментальной работе по развитию творчества у дошкольников средствами физического воспитания.
На первом этапе была проведена начальная диагностика двигательных творческих способностей дошкольников с применением методик А. И. Булычевой и Л. Ф. Тихомировой.
Важно также отметить, что в ходе проведения эксперимента, должное внимание было уделено проявляемым детьми эмоциональным реакциям, учитывались их переживания и заинтересованность.
На заключительном этапе опытно – экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Анализ результатов показал положительную динамику.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель достигнута. Однако нельзя считать проблему исчерпанной, поскольку формирование творческого начала, в том числе и посредством физического воспитания – неисчерпаемый источник для развития ребенка.