Лобанова Варвара Сергеевна
Воспитание с помощью сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что стремление к чтению закладываться с самого раннего детства.
Воспитывая любовь к книге, читая произведения художественной литературы каждый день, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Публикация «Воспитание с помощью сказок» размещена в разделах
Знакомство с художественной литературой у каждого ребенка начинается со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Сказки есть в каждом доме, и дети любят слушать и читать их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о пространстве и времени, о связи человека с природой и с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки, и по многим причинам: дети любят героев, они становятся им родными и близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
Необходимо знать, в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что она нацеливает маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так чему же сказки учат детей? Как воспитывают и развивают?
В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: на усердие, на отзывчивость, на самоотверженность, на сопереживание. В этой связи важно обратить внимание на значимые нравственные моменты, а именно:
- учить детей сравнивать и сопоставлять («Кого тебе жалко в этой сказке?»);
- формировать привычку доказывать, что это так или иначе («Докажи, что Алёнка лучше всех»);
- ставить ребёнка на положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции («Как бы ты поступил на месте …»);
- помогать детям выражать чувства с помощью телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев («Как движениями похвалить щенка»).
Но сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. После рассказывания или чтения сказки целесообразно побеседовать с ребенком, так как беседа помогает лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые эпизоды, повторить интересные обороты речи и узнать скрытые смыслы сказки. Основываясь на сказках, педагог формулирует разнообразные по своей направленности вопросы для беседы, использует приемы драматизации, рассматривание иллюстраций, самостоятельных зарисовок по сюжету сказки, пересказа или рассказа о похожем поступке из жизни ребенка.
Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова, поэтому малыши слушают коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические) и наблюдают за игрушкой или сказочным персонажем, пришедшим к ним в гости, а также рассматривают картинки и другие наглядные материалы. Педагог побуждает детям договаривать отдельные слова и даже фразы. На примере русской народной сказки «Репка» воспитатель предлагает : освоить нравственный урок - «Вместе вдвое дело любое спорится у друзей»; воспитать добрые чувства, задавая вопросы: «Почему деду удалось вырастить репку? А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку?»; заняться развитием мышления и речи – поставить частицу «не» перед словом «репка» и придумать что тогда вырастил дед; повторить стишок из сказки «Дедка за репку» тихо-громко-тихо или быстро-медленно-быстро.
Вторая младшая группа уже решает более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы: дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам, стараются понять поступки героев и их последствия. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать и заучивать наизусть коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. Так русская народная сказка «Гуси-лебеди» расскажет о простой нравственной истине: «Как аукнется, так и откликнется»; побудит к добрым чувствам: «Мне почему-то больше всего в сказке нравится речка, яблонька и печка, почему же? А кому сопереживаете вы?», рассказать, как вы дома относитесь к братьям/сестрам; а для развития мышления и речи придумать другие названия для этой сказки, назвать грустные и весёлые слова из сказки, взять у детей интервью о девочке из сказки.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации, а также углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге; формирование навыка нравственной оценки произведения и развитие способности к сопереживанию героям. В русской народной сказке «Лиса и заяц» необходимо показать нравственную суть «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и воспитать добрые чувства, спросив детей: «Почему зайчик поверил лисе? А кому верите вы? О чем говорят лицо, глаза человека, который что-то просит…»; провести речевую зарядку, пытаясь узнать сказку по двум словам : «переночевать», «по закоулочкам» или, сыграв в игру «Кто больше всех задаст вопросов зайчику», а для развития мышления и воображения рассказать сказку наоборот : «Зайчик выгоняет лису из её избы».
Дети старшей группы готовы слушать большие произведения (по главам) и педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывая о своём восприятии поступков персонажей и размышляя над скрытыми мотивами их поведения. Дошкольники учатся замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения, продолжая формировать навыки выразительного чтения стихотворений и чтения по ролям. В доступной форме детей начинают знакомить с понятием жанра и жанровыми особенностями сказки, рассказа, стихотворения, сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. После прочтения рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» нравственным уроком для детей станет редкая пословица: «Для милого дружка и сережка из ушка» и подробный разговор о добрых чувствах на тему: «Есть ли у тебя настоящий друг?»; для развития речи и мышления можно изменить конец рассказа : «Собачка не заболела…», придумать пять предложений со словом «лев» и ответить на вопросы: «Как лев относился к собачке? Отчего умер лев?», «Как можно по-другому назвать рассказ?»
А в подготовительной группе дошкольники совершенствуют умения понимать выразительность языка художественного произведения и красоту поэтического слова, углубляют понятие жанра и умение их различать. Также у ребят активно развивается чувства юмора и умение ставить себя на место литературного персонажа. Дети отрабатывают навыки выразительного чтения, и даже драматизации произведения (посредством интонации, мимики, жестов). Так в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» в рамках воспитания добрых чувств показать какие именно чувства вызывают у вас поведение кота: радость, стыд, сожаление, грусть, печаль; предложить обсудить нравственный смысл этой сказки : «Чужими руками жар загребать»; выполнить упражнения на развитие речи, назвав красивые, весёлые, грустные, страшные слова из сказки; описать карету, в которой ехали король с дочерью, и рассказать для чего кот назвал хозяина маркизом Карабасом; воспользоваться воображением, отвечая на проблемный вопрос: «А если бы людоед не превратился в мышь?»
Хотя восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно, но каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».