Татьяна Монисова
Консультация для родителей «Воспитание с помощью сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Монисова
«Чтобы воспитать, тут нужны
беспрерывный дневной и
ночной труд, вечное чтение».
А. П. Чехов.
«Сказка - это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений.»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание с помощью сказки“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.
Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. И цель сказочников воспитать в ребенке человечность. И коль ребенок именно в раннем возрасте открыт и находится в ожидании нового, мы взрослые должны всегда помнить об этом и научать его чувствовать, сострадать, любить и вместе с тем развивать природную фантазию через сказки, а как говорил К. И. Чуковский:
«Фантазия - есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства, как воспитывают музыкальное чутье.» Дети не только любят сказку слушать, они создают ее. Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Сказка – это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Для того, чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
- Сказки о животных : такие сказки очень привлекают детей, особенно младших дошкольников; в них героями являются животные, птицы и т. д., причем ведут они себя как люди: говорят, живут в домах, носят одежду, создают семьи, так в аллегоричной форме ребенок получает знания, формируются его моральные ценности.
- Бытовые: сказки, рассказывающие о каких - то ситуациях из бытовой жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости.
- Волшебные сказки : самые любимые сказки дошкольников, особенно в старшем возрасте; они изобилуют чудесами, волшебными превращениями, в них возможно абсолютно все, поэтому они и притягивают детей и даже взрослых.
- Сказки - притчи : героями таких сказок могут выступать и люди, и животные, и даже какие - то неодушевленные предметы, «оживающие» в произведении.
В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. Сказка очень близка для детского восприятия, недаром она считается детским произведением. А. С. Пушкин писал о сказке : «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе.
С помощью сказки мы воспитываем у детей :
- волю, сложное и многогранное качество личности;
- веру в себя, умение противостоять неудачам;
- смелость, самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях;
- трудолюбие, нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду;
- настойчивость, терпение и выдержку при достижении цели;
- обязательность, умение держать слово;
- оптимизм, веру в успех, увлеченность, душевный подъем;
- целеустремленность, умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения;
- доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам.
С помощью сказки мы развиваем у ребенка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мимику лица и жесты;
- эстетические чувства;
- чувство юмора.
Велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.