Ирина Животова
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям стать достойными гражданами своей страны, научить их любить и уважать свою Родину, знать её историю и культуру, а также развивать в них чувство ответственности и патриотизма. Это поможет им стать активными участниками общественного процесса, осознавать своё место в мире и стремиться к созданию лучшего будущего для своей страны.
Публикация «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэтому я уделяю особое внимание вопросам патриотического воспитания в своей педагогической деятельности, так как в детском возрасте закладываются основы мировоззрения и нравственных ценностей, формируются первые представления о Родине.
Свою работу строю в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральной образовательной программой дошкольного образования, которые содержат требования к патриотическому воспитанию детей.
Для достижения цели я поставила следующие задачи
1. Создать развивающую среду в группе.
2. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания
3. Повысить педагогическую компетентность родителей
4. Сформировать у детей гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, к стране, в которой мы живем.
В своей практике, используя принцип тематического планирования, разработала систему последовательности работы в виде тематических блоков: "Моя семья", "Моя страна", "Наша Армия", "Наши герои". Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Воспитание патриотических чувств требует длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Интеграция образовательных областей способствует повышению качества образовательного процесса при ознакомлении детей с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края, отечества.
В рамках блока "Моя семья" дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким.
Семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций
- счастье семьи - счастье и благополучие народа.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, поэтому второй ступенью в моей работе является блок "Моя страна".
На этапе блока "Моя страна" выполняются следующие задачи: приобщение дошкольников к истории своей страны, воспитание интереса к родной стране, уважение к традициям прошлого. Закладывая базисные представления о нашей стране, использую принцип последовательности: от любви к малой Родине до любви к родной стране.
Пути направления:
- Знакомство с городом в котором мы живем, с его достопримечательностями, с трудовой деятельностью людей.
- Расширение представлений о родном крае, о народностях проживающих на территории Хабаровского края, их традициях и их национальных особенностях, символикой.
- Углубление знаний о Родине – России.
Считаю, что для воспитания патриотических чувств детям недостаточно понимать важность семейных ценностей, знаний о своей Родине. Важно, что бы дети знали, наша страна сильная, что у нее есть защита - Российская Армия. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и уважительного отношения к защитникам отечества.
Недостаточно полным будет процесс воспитания патриота без знакомства с героическим прошлым нашей Родины. Поэтому в блоке "Наши герои" знакомлю детей с подвигами дедов и прадедов, показываю, как тяжело далась победа, как отважно защищали свою Родину наши предки.
Приобщаясь к истории своей отчизны, к её героическому прошлому, у детей пробуждается интерес к родной стране, воспитывается гордость за ее достижения и победы, уважение к традициям прошлого.
Чтобы реализовать поставленные задачи на начальном этапе подобрала методическую литературу, разработала тематические планы. Далее организовала практическую образовательную деятельность с воспитанниками, применяя различные формы и методы работы.
Наряду с традиционными формами работы использую также и современные :
o Проектная деятельность: создание проектов, связанных с изучением истории и культуры России;
o Квесты: проведение игровых заданий, направленных на знакомство с символами и историей России;
o Просмотр мультфильмов: демонстрация сюжетов о родном городе или крае, в которых отражается их значимость и красота, сюжеты, отражающие героические поступки и важные исторические события.
o Кинотерапия: просмотр и обсуждение видеороликов, связанных с историей и культурой России.
o Викторины: проверка знаний по различным темам, связанным с историей, культурой и природой России.
Для достижения цели необходимо обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к патриотическому воспитанию детей. Необходимо создать условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности.
Для родителей нашей группы организовывала выставки детских рисунков, выпускала стенгазеты, буклеты, оформляла папки - передвижки. Проводила тематические развлечения, с участием родителей.
В заключении хочется сказать, что воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. И только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.