Марина Братцева
Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача формирования человека здорового физически и духовно, богатого нравственно и творчески.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне вопрос о воспитании патриотических чувств у дошкольников приобретает особое значение.
Тема Великой Отечественной войны способствует объединению, сплочению нашего народа. Но между тем Великая Отечественная война для современных детей – это далекая история. Если мы не будем передавать детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Ведь не зря говорят: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Часто патриотическое воспитание путают с гражданским воспитанием, но это не одно и то же. Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Другими словами, это понятие, которое включает в себя патриотическое и нравственное воспитание, правовое и политическое обучение и воспитание. То есть, патриотическое воспитание – это одна из его составляющих.
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русского народа, рассматривать картины, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны.
Осуществляя работу по патриотическому воспитанию, педагог должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса:
• проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному;
• опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране;
• привлекать к работе родителей воспитанников;
• материал, подобранный педагогом для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
Эффективными методами воспитания патриотических чувств у старших дошкольников являются :
1. Рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом иллюстраций, диафильмов и слайдов. Они способствуют расширению представлений детей о войне и ее героях, о победе и ее значении для народа, способствуют формированию у детей патриотических чувств и представлений о героизме, воспитывают любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Рассказы могут быть о том, что такое Великая Отечественная война и почему она так называется, о празднике «День победы» и его традициях, о великих битвах и сражениях (Московская, Сталинградская и Курская битвы, блокада Ленинграда, о героях и их подвигах (военный деятель Иван Панфилов, военный летчик Виктор Талалихин, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Зоя Космодемьянская, в том числе рассказы о подвигах наших земляков (лейтенант рабоче-крестьянской Красной Армии Борис Бирюков, военный летчик Николай Зайцев, сержант Федор Шаронов).
2. Целевые прогулки и экскурсии к памятникам и мемориалам позволят детям ознакомиться с существующими вокруг них свидетельствами прошлого.
3. Наблюдения за изменениями в облике улицы, детского сада накануне праздника помогут детям познакомиться с традициями празднования этого великого дня.
4. Использование видеозаписей. Фронтовая кинохроника и фотографии настоящих боев: все это дети наблюдают с замиранием сердца, ведь они позволяют ребенку окунуться в историю тех времен, прочувствовать эмоции, которые испытывали наши предки.
5. Встречи с ветеранами и детьми войны дают уникальную возможность молодому поколению узнать о событиях минувшей войны из первых уст, задать интересующие вопросы для понимания многих вещей. Ветераны и дети войны, за плечами которых годы тяжелейшего военного времени, являются хорошим примером мужества, самоотверженности, любви к Родине.
6. Чтение литературных произведений. Например : Сергей Алексеев «От Москвы до Берлина. Рассказы о Великой отечественной войне для детей», солдатская сказка Константина Паустовского «Похождение жука-носорога», рассказы патриотического содержания Юрия Яковлева: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка – невидимка», «Подкидыш» и т. д., книга Нисона Ходзы «Дорога жизни», в которую вошли рассказы для детей о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда, и многие другие произведения. Подобная литература вызывает у детей эмоциональный отклик, доступным языком передает детям, какие события происходили в военное время и как люди с ними справлялись.
7. Чтение литературных произведений можно чередовать с просмотром детских мультфильмов. Например, мультфильм «Солдатская сказка» по сюжету выше упомянутого произведения Константина Паустовского, мультфильм «Легенда о старом маяке» об освобождении родной земли от фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны, мультфильм «Солдатская лампа», созданный в память подвига отцов и дедов – победителей в Великой Отечественной войне, и другие.
8. Выставки детских рисунков и поделок, с помощью которых дошкольники могут отразить свое отношение к историческим событиям военных лет, к празднику Победы.
9. Изготовление фотоальбомов совместно с родителями с использованием фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов поможет укрепить связь и преемственность поколений.
10. Тематические праздники и музыкально-физкультурные развлечения вызовут у детей яркие радостные эмоции, которые будут способствовать появлению искреннего интереса к такому важному историческому событию, углублению знаний детей о Великой Отечественной войне, появлению желания быть достойными наследниками защитников – героев.
11. Конкурсы чтецов помогают воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма через произведения русской классической и современной отечественной поэзии патриотической направленности.
Результат работы по патриотическому воспитанию дошкольников будет зависеть от умелого сочетания и применения данных методов.
В заключение хочется отметить, что патриотические чувства, само собой, не возникнут у детей после нескольких удачных занятий или бесед. Они появляются в результате длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М. ,1999. – 215с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., : Центр педагогического образования, 2018. – 32 с.
4. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : Сфера, 2009. – 96с.
5. Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников. // Ребёнок в детском саду. – 2006. – № 3.