Наталья Сахновская
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание основ экологической
культуры дошкольников в процессе
ознакомления с родной природой.
Доклад из опыта работы
воспитателя МАДОУ №188 г. Хабаровска
Н. С. Сахновской
«Рыбе – вода, птице – воздух,
Зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина,
Охранять природу – значит охранять Родину»
М. Пришвин.
Темочки:
Год от года все острее встает перед человечеством проблема взаимосвязи окружающей среды и человека. И именно нам, педагогам, необходимо всерьез задуматься над экологическим воспитанием подрастающего поколения. От того, как мы научим ребят любить и беречь природу, зависит в дальнейшем их человеческая позиция и экологическое состояние земли.
Процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях работы по ФГОС ДО рассматривается и как приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, что возможно только при личностно-ориентированном подходе и учете индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста заметила, что у детей недостаточно развито чувство доброго отношения к природе, нет особого интереса к ее познания, желания беречь и умножать окружающий мир природы. Во время наблюдений дети были рассеяны, часто отвлекались, не замечали красоту, оставались безучастны к познанию тайн природы.
Поэтому последние время более глубоко стала заниматься данной проблемой. Изучив состояние дел в группе, проанализировав программы, современную методическую литературу и пособия, для реализации своих задумок поставила цель:
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой.
Учитывая, что ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе, наметила для себя следующие задачи:
- дать детям более широкое предоставление об окружающем мире;
- продолжать развивать интерес к природе;
- воспитать чувство доброго и бережного отношения к ней.
Одна из целей экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, а дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
«Для тех, кто любит природу, лес, словно прочитанная книга; открывай, читай, познавай…» А. В. Тихонова.
Интерес, с одной стороны является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – ее результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.
Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети не могут самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветки деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природно-охранные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется :
• Стремление познавать природу (живую и неживую);
• В чтении (слушании) книги о природе;
• В деятельности по защите природы;
• В изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
• В увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, сбор гербариев).
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природно-охранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а так же волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки, экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе и бережном отношении к ней.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы.
В своей работе использовала материалы программ Н. Белавиной «Планета – наш дом», Н. Рыжовой «Наш дом – природа», М. Маханевой «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста», С. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и «Методика экологического воспитания в детском саду» и др.
Изучая программы и имеющиеся у детей знания, я продумала содержание работы, отразив ее в перспективном плане на летний период с детьми старшего дошкольного возраста, куда включила ежедневные наблюдения за явлениями живой и неживой природы : растения, вода, природные явления, насекомые, цветы, деревья, птицы, воздух, почва.
Проводя ежедневные наблюдения и экскурсии раскрывала детям значение и необходимость в природе наблюдаемого объекта, взаимосвязь его с окружающей природой.
Для совершенствования своих профессиональных способностей подобрала художественную литературу о природе, видеофильмы и игры.
Лето благодатная пора для наблюдений и экскурсий в природу, что дает возможность нацелить детей на длительные наблюдения за ростом и развитием растений. В ходе этих наблюдений дети пришли к выводу, что все растения живые, они растут, развиваются. Вместе с детьми мы прослеживаем путь развития растений: семя –росток – растение – цветок – семя – плод.
При этом дети видели не только развитие растений, но и то как они нужны насекомым (питаются соком растений, птицам (питаются ягодами, личинками насекомых и насекомыми, людям (дают овощи, ягоды, плоды, возможность дышать чистым воздухом, любоваться красотой цветущих растений, использовать в лечении. Дети хорошо усвоили понятие, что растение – это легкие Земли и уже не было случаев обрывания веток у растений, бездумного срывания цветов и травы, уничтожения насекомых.
В ходе работы я обратила внимание, что дети стали задавать много вопросов, проявлять интерес к окружающим животным, насекомым, растениям и если видели, что дети младших групп обижают растения, насекомых то объясняли почему этого нельзя делать и даже рассказывали детям стихотворение, которое было девизом всей нашей работы:
«Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одним.
Люби природу, уважай.
Ведь мы с вами люди,
А значит в ответе
За все живое,
Что есть на планете»
Родители отметили положительные изменения в детях по отношению к природе : они стали более наблюдательными, делились своими знаниями и впечатлениями о наблюдениях, экскурсиях. Я стала замечать, что у детей появился устойчивый интерес к природе : приносили книги и видеофильмы о природе; могли высказать свое мнение, используя полученные знания; отображали свои впечатления в художественной деятельности; используя семена и природный материал. Вместе с родителями была организована выставка детских работ из природного материала под девизом «Очумелые ручки» (фото). Для того, чтобы выяснить, каких результатов я достигла в формировании знаний, умений, навыков и уровень развития эмоционально-чувственной сферы я проводила диагностику в начале учебного года (в сентябре-октябре) и в конце двухлетней работы (август). Анализ диагностики показали хорошие результаты полученных знаний, умений, навыков.
Проанализировав свою деятельность, пришла к выводу, что проделанная мной работа способствовала развитию познавательных интересов и гуманного отношения к природе. Считая эту тему очень актуальной, я буду продолжать начатую работу, искать новые пути и методы развития у детей эмоционально-чувственной сферы. С этой целью в будущем хочу создать уголок лекарственных растений на территории детского сада, проводить больше экскурсий, использовать произведения искусства, музыку, игры на развитие детского воображения.
Надеюсь, что мои воспитанники вырастут добрыми и милосердными, любящими природу родного края.