МААМ-картинки

Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой

Наталья Сахновская
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание основ экологической

культуры дошкольников в процессе

ознакомления с родной природой.

Доклад из опыта работы

воспитателя МАДОУ №188 г. Хабаровска

Н. С. Сахновской

«Рыбе – вода, птице – воздух,

Зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина,

Охранять природу – значит охранять Родину»

М. Пришвин.

Публикация «Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой» размещена в разделах

Год от года все острее встает перед человечеством проблема взаимосвязи окружающей среды и человека. И именно нам, педагогам, необходимо всерьез задуматься над экологическим воспитанием подрастающего поколения. От того, как мы научим ребят любить и беречь природу, зависит в дальнейшем их человеческая позиция и экологическое состояние земли.

Процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях работы по ФГОС ДО рассматривается и как приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, что возможно только при личностно-ориентированном подходе и учете индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста заметила, что у детей недостаточно развито чувство доброго отношения к природе, нет особого интереса к ее познания, желания беречь и умножать окружающий мир природы. Во время наблюдений дети были рассеяны, часто отвлекались, не замечали красоту, оставались безучастны к познанию тайн природы.

Поэтому последние время более глубоко стала заниматься данной проблемой. Изучив состояние дел в группе, проанализировав программы, современную методическую литературу и пособия, для реализации своих задумок поставила цель:

Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой.

Учитывая, что ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе, наметила для себя следующие задачи:

- дать детям более широкое предоставление об окружающем мире;

- продолжать развивать интерес к природе;

- воспитать чувство доброго и бережного отношения к ней.

Одна из целей экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, а дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

«Для тех, кто любит природу, лес, словно прочитанная книга; открывай, читай, познавай…» А. В. Тихонова.

Интерес, с одной стороны является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – ее результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.

Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети не могут самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветки деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природно-охранные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется :

• Стремление познавать природу (живую и неживую);

• В чтении (слушании) книги о природе;

• В деятельности по защите природы;

• В изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

• В увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, сбор гербариев).

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природно-охранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а так же волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки, экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе и бережном отношении к ней.

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы.

В своей работе использовала материалы программ Н. Белавиной «Планета – наш дом», Н. Рыжовой «Наш дом – природа», М. Маханевой «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста», С. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и «Методика экологического воспитания в детском саду» и др.

Изучая программы и имеющиеся у детей знания, я продумала содержание работы, отразив ее в перспективном плане на летний период с детьми старшего дошкольного возраста, куда включила ежедневные наблюдения за явлениями живой и неживой природы : растения, вода, природные явления, насекомые, цветы, деревья, птицы, воздух, почва.

Проводя ежедневные наблюдения и экскурсии раскрывала детям значение и необходимость в природе наблюдаемого объекта, взаимосвязь его с окружающей природой.

Для совершенствования своих профессиональных способностей подобрала художественную литературу о природе, видеофильмы и игры.

Лето благодатная пора для наблюдений и экскурсий в природу, что дает возможность нацелить детей на длительные наблюдения за ростом и развитием растений. В ходе этих наблюдений дети пришли к выводу, что все растения живые, они растут, развиваются. Вместе с детьми мы прослеживаем путь развития растений: семя –росток – растение – цветок – семя – плод.

При этом дети видели не только развитие растений, но и то как они нужны насекомым (питаются соком растений, птицам (питаются ягодами, личинками насекомых и насекомыми, людям (дают овощи, ягоды, плоды, возможность дышать чистым воздухом, любоваться красотой цветущих растений, использовать в лечении. Дети хорошо усвоили понятие, что растение – это легкие Земли и уже не было случаев обрывания веток у растений, бездумного срывания цветов и травы, уничтожения насекомых.

В ходе работы я обратила внимание, что дети стали задавать много вопросов, проявлять интерес к окружающим животным, насекомым, растениям и если видели, что дети младших групп обижают растения, насекомых то объясняли почему этого нельзя делать и даже рассказывали детям стихотворение, которое было девизом всей нашей работы:

«Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одним.

Люби природу, уважай.

Ведь мы с вами люди,

А значит в ответе

За все живое,

Что есть на планете»

Родители отметили положительные изменения в детях по отношению к природе : они стали более наблюдательными, делились своими знаниями и впечатлениями о наблюдениях, экскурсиях. Я стала замечать, что у детей появился устойчивый интерес к природе : приносили книги и видеофильмы о природе; могли высказать свое мнение, используя полученные знания; отображали свои впечатления в художественной деятельности; используя семена и природный материал. Вместе с родителями была организована выставка детских работ из природного материала под девизом «Очумелые ручки» (фото). Для того, чтобы выяснить, каких результатов я достигла в формировании знаний, умений, навыков и уровень развития эмоционально-чувственной сферы я проводила диагностику в начале учебного года (в сентябре-октябре) и в конце двухлетней работы (август). Анализ диагностики показали хорошие результаты полученных знаний, умений, навыков.

Проанализировав свою деятельность, пришла к выводу, что проделанная мной работа способствовала развитию познавательных интересов и гуманного отношения к природе. Считая эту тему очень актуальной, я буду продолжать начатую работу, искать новые пути и методы развития у детей эмоционально-чувственной сферы. С этой целью в будущем хочу создать уголок лекарственных растений на территории детского сада, проводить больше экскурсий, использовать произведения искусства, музыку, игры на развитие детского воображения.

Надеюсь, что мои воспитанники вырастут добрыми и милосердными, любящими природу родного края.

Публикации по теме:

Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой.

Воспитание экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с экосистемой парка имени А. С. Пушкина Актуальность проекта Природное окружение благотворно влияет не только на состояние окружающей среды, но и на состоянии здоровья дошкольников.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

НОД по формированию у дошкольников основ экологической культуры «Среда обитания диких животных» Материал рассчитан для дошкольников подготовительной к школе Автор: Редикульцева Татьяна Георгиевна, воспитатель. Приоритетная образовательная.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников: традиции и инновации» Экология — наука, которая изучает взаимодействия и влияния живых организмов друг на друга, на окружающую среду. Экология природы и человека.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников» Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матушке, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков,.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Конспект к слайдам презентации: 1 слайд: Титульный лист презентации на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления.

Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой Рева А. Н., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109».

Воспитание экологической культуры детей посредством ознакомления с природой родного края Статья из опыта работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края» Выполнила: воспитатель.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 16:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сахновская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД