Алена Рева
Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой
Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой
Рева А. Н., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109»
г. Воронежа
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор, и позволяет приучить детей к коллективному труду, помогать друг другу и действовать сообща. Следует отметить большое значение труда в природе в сфере сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Как и в процессе работы в уголке природы (в группе, во время труда ребенок имеет постоянный непосредственный контакт с природными материалами, имеющими разнообразные свойства и качества. Это почва, семена, листья растений, веточки, грунт, камешки, плоды, орехи, вода и многое другое. Дети, трудясь в природе, получают хорошую «пищу для ума» через восприятие.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект для детей старшей группы «Комнатные растения». Проблема: недостаточные представления воспитанников о комнатных растениях, отсутствие разнообразия цветущих растений в группе. Цель: обогащение представлений воспитанников о комнатных растениях и формирование основ экологической культуры всех участников проекта. Задачи:
- познакомить с многообразием цветущих комнатных растений;
научить правильно ухаживать за комнатными растениями;
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности;
создавать условия для поисковой деятельности детей;
воспитывать бережное отношение ко всему живому;
привлекать родителей и воспитанников к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта;
пополнить состав цветущих комнатных растений группы.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений:
• Оформление групповой энциклопедии «Мир комнатных растений»
• Составление картотеки стихов, загадок.
• Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация).
• Выпуск стенгазеты «Опасные растения».
• Оформление мнемотаблиц «Как ухаживать за цветами», «Что нужно для роста растений», «Что нам нужно для труда».
Более бережное отношение воспитанников к растительному миру.
Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности.
Активное участие большинства родителей в реализации проекта.
Участниками проекта являются педагоги, дети, родители. Приложение
«Организм человека» Представления о (об) :
Том, что человек - представитель живой природы;
Элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т. д., вызванные встречей с объектом природы; получить сведения о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
Физической уникальности каждого человека; общности со всем живым;
Том, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение; что внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов;
Том, как человек дышит, питается, двигается, растет, изменяется.
Умение соблюдать правила безопасного поведения.
Взаимосвязи в природе
Представления о
Планете Земля на географической карте и глобусе (Земля круглая, суша и водные пространства, полюса);
Географических зонах;
Разнообразии животных, растений на Земле; о типичных обитателях различных климатических зон (2-3 животных и растения,
Умение соотносить животных с климатическими зонами их обитания.
Образовательная область: Ребенок и природа
Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
Задачи развития воспитанника в деятельности
развивать чувство радости от осознания себя частью живой природы;
формировать
- представления: о взаимосвязях неживой природы, животных, растений;
условиях, необходимых для того, чтобы живой организм был здоровым;
животных и растениях разных климатических зон;
умения и навыки разнообразной деятельности в природе
воспитывать
- субъектное отношение к природе;
уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет;
ответственность за состояние природы ближайшего окружения; развивать стремление и навыки активного участия в охране природы.
Неживая природа
Представления о:
Планете Земля и космосе: фазы Луны, Солнце, созвездия на небе и другие объекты;
Свете, тепле и их источниках (солнце, огонь, электричество); свете (тепле) в жизни человека, животных, растений; воде; почве (почвенных срезах); воздухе:
Сезонных изменениях в неживой природе.
Умения
Бережливого использования света, тепла, воды.