Елена Сёмик
Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Публикация «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т. е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности
Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Понятие «педагогические условия» является производным от основного понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к педагогической деятельности. Условия составляют ту среду, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.
Представим характеристику этих условий.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию гражданственности являются :
• индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
• постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
• системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира;
• обеспечение психологического комфорта при организации занятий;
• преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Учет интегративного характера гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)
Задачи правового воспитания :
• формирование у детей положительного самоощущения;
• развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
• приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми;
• развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков;
• формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.
Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т. д.
В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).
Рекомендуется также проведение интегрированных занятий, например, «Наша русская природа в искусстве», «Я гражданин России» и т. д.
Составление толкового словаря нравственных и гражданских понятий также является формой воспитания гражданственности. Дошкольники совместно с родителями и педагогом могут составить толковый словарь, подобрав объяснения этих понятий, иллюстрации к ним, составить к ним ребусы, подобрать пословицы, поговорки и т. д.
Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин России» : ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье – кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и обязанности, какой характер.
Разработана система занятий по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, включающая четыре направления – «Я – гражданин России», «Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы рядом живем», предусматривающей организацию разнообразной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.
Основные формы работы : индивидуальные, групповые.
Основные методы работы : беседа, консультация, занятие, упражнения, наблюдение, обсуждение ситуаций, праздники, д/и.
Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по воспитанию гражданственности также относится к числу необходимых педагогических условий.
Задача ДОУ и педагогов заключается в обеспечении детям дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.
Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста является воспитанием человека-гражданина. [/i]