Смолькина
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения - одна
из острых проблем общества на современном этапе. В основу федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(ФГОС ДО) легли не только технические аспекты педагогики в отношении
дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение
дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для
конкретного человека и общества в целом. Его значимость рассмотрена
гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности,
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
но и культуры достоинства. Маленький человек входит в сложный
многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и
справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством,
нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от
плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными
идейными убеждениями, высокой моралью и культурой поведения.
6
Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности
ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных
понятий и человеческих ценностей.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской
жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к
близким людям. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к
враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной
ситуации. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей
искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии,
справедливости, сочувствия, сопереживания.
Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей
с русскими народными сказками, т. к. считаю, что сказки вошли в детский
быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе
маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло.
Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же
нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло.
Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с
нравственными требованиями общества.
Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей»,
«Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети
должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» -
кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет
товарища в беде. Сказка «Теремок» - учит дружить, что вместе – сила и
победа. В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда
побеждает.
Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз
хитроумия. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко
представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные
эталоны.
Сказка – незаменимый инструмент формирования нравственно
здоровой личности ребенка.
Ребёнку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие
сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть очень простым и
легко узнаваться. Например, куклы бегают друг за другом, или мишка упал и
заплакал, или кукла потеряла мяч и ищет его, а затем, кукла нашла мяч,
мишку угостили мёдом. Показ обязательно должен сопровождаться
знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушкам и
желание помочь им: пожалеть мишку (как мама жалеет их, помочь кукле
найти мячик пр. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они
9
видели. С помощью вопросов и подсказок взрослого совсем простыми
словами ребёнок может передать свои впечатления от увиденного.