Вардуш Давтян
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста представляет собой одну из важнейших задач педагогики и психологии. В современном обществе, где темпы жизни становятся всё более стремительными, а информационные потоки — всеобъемлющими, задача формирования нравственности стоит как никогда остро. Одним из ключевых инструментов для достижения этой цели во все времена оставались сказки. Русские народные сказки, будучи неотъемлемой частью культурного наследия, обладают уникальными возможностями для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Русские народные сказки представляют собой кладезь народной мудрости и моральных ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Они изобилуют примерами добра и зла, чести и бесчестья, любви и ненависти. А. Н. Толстой отмечал: «Сказка — это ладья нашего народа. Переживут ли другие страны и народы свои сказания и поверья, пройдут ли через тысячу лет, — русская сказка к тому времени будет жить, если будет жить русский народ». Опираясь на образы и сюжеты, заложенные в сказках, ребенок начинает осознавать важные жизненные принципы и нормы поведения.
Сказки с раннего детства учат различать добро и зло, формируют основу нравственных представлений и служат средством эмоционального развития. Они затрагивают такие темы, как справедливость, доброта, честность и сострадание. Согласно мнению Л. С. Выготского, сказкам свойственна «магическая мощь, которая способна увлечь, удивить и воспитать». Чтение сказок позволяет детям научиться сопереживать героям, анализировать их поступки и делать выводы.
Основной особенностью русских народных сказок является их способность воздействовать на внутренний мир ребенка через симпатию и эмпатию. Образы героев таких сказок, как «Колобок», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Царевна-Лягушка», внятно демонстрируют последствия тех или иных действий. Например, в сказке «Курочка Ряба» дети учатся ценить труд и понимание важности малого, что проглядывается через аллегорическую потерю золотого яйца. Эти сказки помогают детскому воображению пополняться множеством моральных уроков, которые остаются применимыми и в современной жизни.
Но откуда сказки черпают свою воспитательную силу? Согласно Б. М. Елькину, «русская сказка — это сплав фантастического вымысла, народной мудрости и педагогической практичности». Этот сплав превращает сказки в мощный инструмент, который может незаметно пробуждать и развивать в ребенке чувство нравственности и ответственности.
Важно помнить, что воспитательная ценность сказки заключается не только в её содержании, но и в процессе общения взрослого и ребенка во время чтения. Совместное чтение сказок создает пространство для диалога, в которым ребенок может задавать вопросы, делиться своими мыслями и переживаниями. Именно такие обсуждения позволяют углубить понимание прочитанного и закрепить нравственные уроки. К. Д. Ушинский подчеркивал: «Изучение четкого и уверенного чтения дает не только радость и вдохновение детям, но и служит воспитательной задачей, оказывающей влияние на формирование мировосприятия и ценностных ориентиров».
Особое внимание следует уделить роли сказочного повествования в развитии эмоционального интеллекта детей. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект является критически важным компонентом общего развития ребенка, влияющим на его социальное взаимодействие и успех в жизни. Чтение сказок с эмоциональными компонентами, как отмечает психолог Д. И. Фельдштейн, способствует «формированию детской эмпатии и повышению чувствительности к переживаниям других людей». В конечном итоге, это формирует у ребенка способность к сочувствию и терпимости.
В условиях современного общества, где агрессия и конкуренция часто становятся нормой, сказки могут служить важными проводниками в мир мира и добра. Они помогают избежать излишней жесткости и приверженности к стереотипам, раскрывая перед ребенком богатство человеческих чувств и отношений. Как отмечает педагог О. А. Карпова, «включение сказок в воспитательный процесс детского сада позволяет формировать у детей первичные нравственные представления и развивать воображение, высвобождая скрытые ресурсы детской психики для полноценного развития личности».
Кроме того, русские народные сказки представляют собой уникальный историко-культурный контекст, который помогает детям осознать свою идентичность и апеллирует к их национальному самосознанию. Согласно мнению филолога И. И. Суслова, «через сказку ребенок обретает связь с этносом, который дарит ему кодекс поведения и способ мышления».
Работая воспитателем в дошкольном учреждении, мне часто приходилось наблюдать, как дети реагируют на сказки. Например, в известной сказке «Колобок» на первый взгляд может показаться, что сюжет вращается вокруг приключений озорного героя, но при более глубоком понимании дети узнают о таких понятиях, как осторожность, гордость и понимание последствий своих действий. Обсуждая сюжет с детьми, я делал акцент на том, что каждый поступок имеет последствия, и важно думать, прежде чем что-то делать. Детям очень нравится, когда сказка оживает в форме ролевой игры или драматизации, что позволяет им прочувствовать переживания героев на собственном опыте.
Аналогичным образом, сказка «Репка» учит малышей важности семейных отношений и сотрудничества. В процессе обучения дети не только узнавали, как важна помощь друг другу, но и понимали, что даже самый маленький член команды может оказать неоценимую поддержку. Мы часто организовывали совместные игры, где дети должны были действовать сообща, чтобы выполнить определённые задачи, что помогало им на практике почувствовать ценность совместных усилий и поддерживать друг друга в сложных ситуациях.
Сказка «Царевна-лягушка» дает богатый материал для развития эмпатии и толерантности. На примере этой истории дети учатся преодолевать внешние предрассудки и ценить внутреннюю красоту и доброту. Часто в процессе обсуждений мы рассматривали, как важно узнавать человека глубже, прежде чем судить его по внешности. Играя сценки на основе сюжета, дети примеряли на себя роли и учились понимать разницу между видимым и истинным, что помогало им лучше понимать окружающих и быть терпимее к различиям.
Кроме того, сказка «Лиса и журавль» стала прекрасным инструментом для объяснения понятия взаимовыручки и гостеприимства. Дети учились, как важно быть честным и добрым с друзьями и всегда заботиться о чувствах другого. Воспитание таких качеств в игровой форме давалось легко, а поучительный сюжет сказки служил прекрасной иллюстрацией того, почему нужно учитывать интересы и желания окружающих. После знакомства с этой историей дети с удовольствием воспроизводили её через театрализованные постановки.
На занятиях по развитию нравственных качеств мы также использовали элементы сказкотерапии. Детям предлагалось самостоятельно придумать концовку для любимой сказки или придумать новый сюжет на базе известных персонажей. Это помогало развить креативность, воображение, а также закрепить усвоенные моральные и этические уроки. В ходе таких заданий дети учились анализировать поведение персонажей, находить сходства с реальными жизненными ситуациями и разрабатывать собственные стратегии поведения.
Нельзя забывать о значении сказок для развития речи и расширения словарного запаса дошкольников. Работа со сказками включала не только их прослушивание, но и пересказ, обсуждение сюжета, анализ поступков героев, что способствовало развитию речевых навыков детей. Использование наглядных материалов, таких как куклы или иллюстрации, помогало сделать занятия более увлекательными и способствовало лучшему запоминанию материала.
Сказки также стали инструментом для развития культуры межличностного общения. В ходе групповых занятий учащиеся учились выражать своё мнение, уважать мнение других, задавать вопросы и активно слушать. Это способствовало формированию коммуникативных навыков и умению вести конструктивный диалог.
Противопоставление положительных и отрицательных персонажей в сказках позволяет детям лучше понимать и осознавать нравственный выбор. Такое подразделение на хорошее и плохое сопровождается обсуждением, почему тот или иной герой поступил таким образом и что его могло подтолкнуть к этому. Воспитатель направляет внимание детей на разные аспекты морали, мотивируя их делать правильный выбор в реальной жизни.
Работа с русскими народными сказками — это не только развитие нравственных качеств, но и возможность приобщить детей к народной культуре, богатым традициям и языковому наследию. Параллельно с обучением морали и этике происходит обогащение внутреннего мира ребенка, который через символику и образы сказок познает мир.
В заключение можно сказать, что использование русских народных сказок в воспитательной работе с дошкольниками — это мощный инструмент, который помогает закладывать фундамент нравственных качеств и формировать цельную, гармонично развитую личность. Сказки учат детей доброте, взаимопомощи, честности, смелости и многим другим важным качествам, которые необходимы в жизни каждого человека. Как воспитатель, я вижу, как положительные изменения происходят в детях с использованием этого чудесного метода, и это даёт мне уверенность в правильности выбранного направления работы.
Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок — это не только эффективный педагогический прием, но и значимый культурный процесс. Этот процесс позволяет сформировать у детей базовые представления о добре и зле, развивая их эмоциональную чуткость и социализацию.
Список литературы
1. Толстой А. Н. Сказка — это ладья нашего народа. // Литература и культура, 1985.
2. Выготский Л. С. Влияние сказок на развитие личности ребенка. // Психология и педагогика, 1990.
3. Елькин Б. М. Русская сказка и её влияние на воспитание. // Дом и школа, 1973.
4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1988.
5. Фельдштейн Д. И. Эмоциональный интеллект и его развитие в детстве. // Вопросы психологии, 2005.
6. Карпова О. А. Воспитательное значение сказок. // Дошкольное воспитание, 2010.
7. Суслов И. И. Культурная идентичность через призму сказок. // Вопросы филологии, 2011.