Елена Краузе
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как важнейшая составляющая формирования личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Краузе Елена Владимировна,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ «Д/С «Ромашка»,
р п Усть- Абакан
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников — как важнейшая составляющая формирования личности ребенка»
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как важнейшая составляющая формирования личности ребенка» размещена в разделах
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё про-ходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.»
В. П. Астафьев
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – му-зыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей са-мобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено.
По результатам проведенного в нашем ДОУ мониторинга «Патриотическое воспитание ребёнка» выявлено, что большинство родителей заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям республики, поселка, Родины. Родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребёнка. В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка.
Патриотическое воспитание средствами физической культуры дошкольников яв-ляется формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива «хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким». Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:
• формирование положительного отношения к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат;
• содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.
• способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и ин-дивидуальным особенностям детей;
• создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоле-ние трудностей физического характера, развития у детей терпения и выносливость.
Организацию детей по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражне-ния, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспита-ния дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины. Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники, проводимые совместно с родителями. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой.
Одной из форм работы в системе нравственно-патриотического воспитания до-школьников в нашем ДОУ стало мероприятие, проводимое в районе, с участием родите-лей, педагогов и детей - военно-патриотическая игра «Зарница». Командиры (педагоги) вместе с подопечными (воспитанниками) проходят все этапы игры по заданному маршру-ту, который получают от представителя военкомата (главнокомандующего). Дети и взрос-лые переодеваются в военную форму, открытие игры проводим на Мемориальном ком-плексе «Вечная слава», сдают рапорт - главнокомандующему. Затем возвращаемся на территорию детского сада. На пути участников игры встречаются непростые испытания – «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Собери костёр» и другие. Пока жюри совещается, дети и взрослые едят армейскую кашу с тушенкой и играют в подвижные игры. Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива.
Организация работы с семьёй в системе нравственно-патриотического воспита-ния дошкольников. Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает мо-ральные принципы и нормы. Существенную помощь в организации системы патриотиче-ского воспитания в детском саду оказывают следующие действующие формы работы с детьми и родителями:
- целевые прогулки на мемориальный комплекс, содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником;
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вме-сте с детьми библиотеки в поселке;
- использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме рус-ского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях («Кур-ская дуга», «Битва под Сталинградом»);
- рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
- встречи с ветеранами войны и труда, участие в праздниках: «День матери», «Есть такая профессия - Родину защищать!» (23 февраля, «День Победы» и др. ;
- подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление суве-ниров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д.
Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.