Евгения Бабурина
Воспитание музыкального вкуса у детей дошкольного возраста как средства психологической безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание музыкального вкуса у детей дошкольного возраста как средства психологической безопасности.
Бабурина Е. В., музыкальный руководитель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 563, г. Екатеринбург
Ключевые слова.
Публикация «Воспитание музыкального вкуса у детей дошкольного возраста как средства психологической безопасности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Музыкальный вкус, активный и пассивный метод развития музыкального слуха и чувства ритма, эмоциональный отклик, гармоничное развитие.
Проблема формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста как средства психологической безопасности особенно остро ставится в настоящее время в связи с огромным потоком звуковой информации, обрушившейся на современного ребенка-дошкольника. Засилье современной западной музыкой, а также не лучшими образцами отечественной мы можем постоянно слышать на улице, из окон домов, проезжающих мимо автомобилей. Людям в массовом порядке навязываются западные ценности в виде попсы, рекламы. Взрослому человеку порой нелегко разобраться в этом хаосе, не говоря о детях, чья психика еще очень неустойчива и нуждается в бережном формировании. А роль музыки играет не только развлекательную, а в большей мере воспитательную роль. Музыка воспитывает, хочет того человек или нет, воспитывает даже в фоновом режиме. И кого воспитывает западная музыка, звучащая преимущественно в наших ушах? Правильно, она воспитывает человека, который с пренебрежением относится к русской национальной культуре, т. е. фактически человека без корней, без Родины. Задача педагога и родителей помочь выявить самое ценное и необходимое в музыкальной культуре своей страны, а также в лучших образцах классической западной культуры для развития ребенка и формирования его личности.
Цель работы музыкального руководителя состоит в том, чтобы с помощью современных методов и приемов сформировать у ребенка-дошкольника интерес и музыкальный вкус к богатому музыкальному материалу, окружающему его в повседневной жизни.
Зачем прививать ребенку музыкальный вкус? Дело в том, что музыка расширяет диапазон наших эмоций, открывает в нас новые чувства и ощущения, меняет мировоззрение и восприятие. Музыка обогащает внутренний мир ребенка, воспитывает в нем чувство прекрасного, развивает творческие способности, способствует общему гармоничному развитию.
Формирование музыкального вкуса у детей дошкольного возраста идет через эмоциональный отклик на музыкальный материал. Для его понимания необходимо развитие чувства ритма и музыкального слуха.
Активный метод подразумевает под собой прежде всего активное развитие ритма и слуха с помощью определенных упражнений. Например, педагог играет один или несколько звуков, а ребенок должен их услышать и назвать количество. Затем задачу необходимо усложнить, и попросить ребенка определить высоту этих звуков, завершающим этапом этого упражнения может быть интонационное повторение этих звуков. Активные методы развития чувства ритма и музыкального слуха сродни упражнениям на развитие техники исполнителя. Они помогают в короткий срок получить отличный результат и улучшить музыкальный и ритмический слух. Главная задача - необходимость ежедневных занятий, отслеживание результата и следование системе.
Пассивный метод заключается в том, что не требует от ребенка сосредоточения на самом процессе развития музыкального и ритмического слуха. Каждый раз, когда ваши воспитанники слушают музыку, исполняемую педагогом или в записи, или вы занимаетесь с ними разучиванием новой песни, или импровизируете на музыкальных инструментах- слух детей также развивается. Здесь педагогу необходимо давать качественный музыкальный материал, основанный на фольклоре, чтобы не только развивать внутренний музыкальный слух, но также формировать вкус к музыкальному материалу.
Каждый раз, когда ребенок слушает музыку осознанно или педагог занимается разучиванием новой мелодии, фразы или занимается совместной импровизацией - слух маленького ребенка также развивается.
Хорошая музыка - как чистый воздух : ее хочется слушать постоянно, ею хочется наслаждаться, без нее невозможно жить. Хорошая музыка меняет восприятие жизни, развивает творческие способности, обогащает духовный мир человека. Однако не каждый взрослый знает, что представляет собой хороший музыкальный вкус. И естественно, что дети таких взрослых чаще тоже предпочитают незамысловатые современные композиции с аморальным подтекстом. Дети, лишенные музыкального образования, в будущем становятся вульгарными, необразованными, грубыми, жестокими. Как не допустить этого?
Если музыкальный слух - чисто природный дар, то воспитание музыкального вкуса у ребенка - дело родителей и педагогов. Хотя научно и доказано, что музыка благотворно влияет на развитие личности, но вот вопрос - какая музыка? И что вообще значит «музыкальный вкус»? Давайте разбираться, что же это, такое музыкальный вкус? Общепринято считать, что все искусства несут в себе красоту и гармонию. Но как определить, что есть на самом деле красота? Ведь это понятие у всех разное. Как пример - множество мировых шедевров (живописи, музыки, поэзии, которые являются эстетическим достоянием всего человечества, сегодня востребованы все меньше и меньше. Современные нравы и вкусы людей говорят об утрате интереса к тому, что еще совсем недавно считалось прекрасным и благозвучным.
Вкус - понятие, которое помогает вычленить из множества различных направлений в искусстве те, которые считаются прекрасными и несут в себе эстетику и доброту. Иметь музыкальный вкус - значит хорошо разбираться в направлениях классической и современной музыки и уметь дать оценку тому или иному произведению. Человек, имеющий вкус к музыке, всегда склонен к размышлениям, умеет воспринимать, слушать, делать выводы и давать критическую оценку услышанному. Но это все доступно к пониманию взрослому человеку, но как можно развить музыкальный вкус у ребенка?
И в этом педагогу необходима помощь родителей. Только непосредственно с их участием возможно воспитать у малыша осмысленное восприятие музыки. Обучение родителей - вот первоочередная задача музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Дети учатся всему быстрее и естественнее взрослых. Если родители поставят себе задачу развить музыкальный вкус у ребенка, то они, прежде всего, сами должны обладать им. Иначе никак. Только собственный пример и хорошее музыкальное чутье поможет вырастить эстета в этом направлении искусства. Этот тонкий по своему психологическому подходу процесс стоит начинать с самого рождения. Ребенок не должен слышать режущих слух звуков, ритмичных ударов или завываний. Первые музыкальные произведения, которые он услышит, должны нести в себе гармонию и умиротворение. Давно доказано, что громкие и резкие звуки порождают насилие или, наоборот, страх, а мелодичная и плавная музыка – успокоение и уверенность в себе. Вот несколько советов родителям, которые хотят, чтобы у их ребенка развился хороший музыкальный вкус :
1. Включайте малышу красивую и мелодичную инструментальную и народную музыку перед сном. Не забывайте о колыбельных и лирических песнях.
2. Старайтесь и сами в течение всего дня слушать красивые мелодии и классику – Моцарта, Бетховена, Чайковского.
3. Когда ребенок подрастет, обсуждайте с ним услышанную мелодию. Пусть он расскажет, что он чувствует и что переживает, какое настроение у него появляется
во время ее звучания.
4. Всегда слушайте песни и мелодии всей семьей. Рассказывайте малышу все, что знаете об их создателях и о том, что сами чувствовали в детстве, когда слышали эту музыку. Грустите и радуйтесь под музыку вместе. Старайтесь направлять ребенка в правильное русло, но позволяйте ему слушать произведения разных эпох и направлений, чтобы он мог выбрать, что ему нравится, а что нет.
5. Не навязывайте малышу свои личные музыкальные пристрастия и свое мнение о том или ином музыкальном произведении. Вкусы родителей и детей не всегда совпадают, и это нормально. Вместе с тем всегда нужно интересоваться, что думает ребенок о той или иной музыкальной композиции. Пусть он учится выражать свои чувства вслух.
6. Сравните музыку, написанную людьми, со звуками природы. Дайте малышу прослушать шум дождя и морских волн, шелест листьев и травы во время ветра, журчание реки и грохот водопада. Пение птиц, голоса различных животных, шум города и звуки утра в деревне – все это тоже своего рода музыка, которую надо уметь услышать, понять, оценить и сравнить со звуками музыкальных инструментов.
7. Поиграйте с ребенком в игры, которые бы развили у него желание слушать красивые мелодии.
8. Включайте и угадывайте знакомые уже детские песенки по их вступлению.
9. Подбирайте для просмотра мультфильмы, где звучат классические произведения или просто красивая мелодия. Если малышу нравится слушать музыку, напевать или играть на музыкальных инструментах, то предложите ему обучаться профессионально.
10. Не критикуйте ребенка, если он выбрал музыкальное направление, которое не нравится взрослым, но хвалите, если то, что он слушает, развивает в нем самые прекрасные качества – доброту, чуткое отношение к другим, внимательность, эстетику и тягу ко всему красивому.
В раннем детском возрасте музыка, как и все остальное, должна восприниматься естественно и не навязываться. Принуждать в воспитании музыкального вкуса, заставляя ребенка слушать то, что ему не по душе – легко, а вот исправить это потом будет сложно. Ведь отвращение ко всему насильно навязанному часто приводит к обратному результату: непослушанию и даже «бунту», особенно в подростковом возрасте. Если у родителей, которым в свое время не был привит музыкальный вкус, но есть желание воспитать его у ребенка, то им придется заняться этим вместе с малышом. Во взрослом возрасте весьма трудно сменить предпочтения, но если хорошо взяться за свое самообразование – то нет ничего невозможного. И в этом необходима помощь педагога, который профессионально и тактично может помочь родителям разобраться в этом вопросе.
Список используемой литературы.
1. Умеркаева С. Ш., Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема. С. Ш. Умеркаева /М. : Наука об образовании, 2015.
2. Мохонько А. П., Художественные ценности музыкального репертуара – основа воспитания художественного вкуса. А. П. Мохонько / М. : Наука об образовании, 2014.
3. Клемяшова Е. М., Как и зачем формировать у ребенка музыкальный вкус? Е. М. Клемяшова /М. : «Семья и школа», 2023.
4. Иванченко Г. В., Психология восприятия музыки / Г. В. Иванченко. – М. : Смысл, 2018.
5. Базикова А. С., Воспитательная роль музыки / А. С. Базикова. – М. : ТЦ Сфера, 2016.