Любовь Мухаметзянова
Воспитание маленького гражданина
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание маленького гражданина.
Только тот, кто любит и ценит и
уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнавать её,
стать подлинным патриотом.
С. Михалков.
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования признана обеспечить…. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»
Публикация «Воспитание маленького гражданина» размещена в разделах
Уважение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад, быт, обряды, верование. Историю своих предков, их культуру.
Родина. Отечество… В корнях этих слов близких каждому образы: мать и отец, родители те, кто дает жизнь новому существу, бабушка, дедушка. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления еще не осознаны им «глубоко», пропущены через детское сердце» они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Воспитание патриота решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в совместной деятельности, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ребенок познает культуру своего народа через устное народное творчество. Устное народное творчество это: сказки, пословицы, поговорки, присказки, считалки, загадки, песенки, скороговорки, потешки, колыбельные песни.
С колыбельными песнями ребенок знакомиться в семье, когда поет их мамам, бабушка.
Многие бабушки рассказывают, читают детям сказки. Сказка воспитывает у ребенка нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Во многих сказках в качестве действующих героев выступают: лиса, волк, заяц, медведь; из птиц : сорока, ворона, но и конечно бабушка, дедушка, Машенька. Ребенок на примере героев сказок учиться различать добро, зло, переживать за героев сказок, давать характеристику поступку героя.
Дальше дети знакомятся с потешками, присказками, пословицами, поговорками.
Я начинаю знакомить детей с потешками со второй младшей группы. На занятиях, в совместной деятельности, в игре, в труде я рассказываю детям, что такое потешка, кто её сочинял и почему. Во второй младшей группе при умывании использую такие потешки:
Водичка, водичка.
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы улыбался роток
Чтоб кусался зубок.
Ай лады, ай лады, лады
Не боимся мы воды.
Часто умываемся
Деткам улыбаемся.
Чтобы дети лучше запоминали потешки мы показываем части лица, сопровождая рассказывание потешки.
Так же в своей работе использую потешки, где говорится о членах семьи: папа, мама. Бабушка. Дедушка, брат, сестра. Это такие потешки:
Моя семья.
1-2-3-4-
Мы живем в своей квартире.
1-2-3-4-5-
Всех могу я посчитать :
папа, мамам, брат,сестренка
Кошка Мурка, два котенка
Мой щенок, сверчок и я
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил
С этим братцем кашу ел
С этим братцем песни пел.
При заучивании потешек про семью опорой являются пальчики детей, при перечислении всех членов семьи мы загибаем пальчики, у детей не только развивается речь, но и мелкая моторика рук, они лучше запоминают потешки.
При проведении занятий на тему «Я- это кто» -учу детей уважать старших :бабушку, дедушку, папу, маму,, заботиться о них, помогать им.
При знакомстве с природой нашего края использую такие потешки:
Во поле березонька стояла
Во поле кудрявая стояла.
Некому березоньку заломати.
Некому кудряву заломати.
Я пойду во поле погуляю
Белую березу заломаю.
Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них я три дудочки.
Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
Я весной, взошла,
Летом выросла.
По зорям цвела
Солнцем вызрела.
На примере этих потешек я прививаю любовь к родной природе, учу заботиться о природе, беречь её.
При знакомстве с домашними животными на занятиях использую такие потешки:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ
Глазками хлоп- хлоп.
Кто каши не ест,
Молоко не пьет-
Забодает, забодает.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Рано- рано по утру
Пастушок «ту-ру-ру!»
А коровка в лад ему
Затянули:» Му-му-му!»
Ты, буренушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молоком.
Я козочка ме-ме
Я гуляю по лужку.
Острые рожки,
Тоненькие ножки.
На самой макушке-
Бархатные ушки.
Язык полотняный
Хвостик- конопляный
Как прыгну- сразу забодаю.
Дети в игровой форме изображают животных – это способствует лучшему запоминанию.
В наш детский сад дети приходят из ясельной группы, речь у детей плохо развита, многие плохо говорят, но проходит учебный год и у ребят происходят изменения: развивается речь, обогащается словарный запас, развивается память, положительные эмоции, благодаря использованию потешек.
Итогом работы с потешками проводятся праздники «Колядки», «Масленица», «Лето –красное»
Я уверена мой дети после ухода из детского сада будут настоящими патриотами своей Родины, потому что я учу любить свою семью, свой детский сад, свою улицу, наш город, уважать традиции своего народа, его культуру и историю и культуру.
Литература:
• Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду «АРКТИ» Москва 2007 г.
• Князева О. Л. Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ «Детство- ПРЕСС» Санкт- Петербург 2001 г.
•. Махнева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ««АРКТИ» Москва 2005 г