Ирина Решетова
Воспитание личностных качеств дошкольников посредством использования технологии. Логические блоки Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание личностных качеств дошкольников посредством
использования технологии «Логические блоки Дьенеша» .
Одним из важных принципов и положений, которые реализует образовательная программа является всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе инициативности и самостоятельности. В то же время большая роль в развитии личностных качеств дошкольников отводится игре. Играя, ребенок осваивает мир во всей его полноте. Задача взрослых: обеспечивать непрерывное развитие ребенка в игре с использованием разнообразных форм и методов, соответствующих возрасту. Технология развивающих игр является одним из этих средств. Наиболее эффективным пособием, исходя из практики, является логические блоки Дьенеша.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Личностно-ориентированные технологии
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Темочки
Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик, который разработал данное пособие для обучения математики и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Набор состоит из 48 геометрических фигур, они различаются по форме, цвету и толщине. В наборе нет даже двух одинаковых фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств - красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный. К набору прилагаются карточки – символы. Цвет – изображается пятном. Форма – контурами фигур. Толщина – условным обозначением человеческой фигуры (толстый – тонкий). Размер – силуэтами домиков: (большой – маленький).
Использовать логические блоки в образовательном процессе мы начали в средней группе. Первое, что было сделано: внесли в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним и разработали перспективное планирование, игры с блоками, сделала схемы, карточки по работе с блоками.
Вначале детям предоставили возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Целью было привлечь, заинтересовать детей. Для этого детям давалась возможность вволю наиграться с деталями: они начали сразу же строить различные постройки и играть с ними. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установили самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Такие игры у детей трудности не вызвали. Создавали объемные фигуры в альбомах «Маленькие логики», «Лепим небылицы». Накладывали цветные блоки на цветные изображения в альбоме.
После знакомства с блоками начали использовать в различных видах деятельности.
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, подвижные игры, экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок и т. д.). Например, в подвижных играх используем кодовые карточки – место в автобусе, ключи к домам, предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов и т. д.
В сюжетно – ролевых играх – это «деньги» в игре «Магазин», «открытки» и «письма» в игре «Почта» и т. д.
В настольно-печатных играх (изготавливаем карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).
В образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов были разработаны конспекты с использованием блоков. Используются в интегрированных занятиях, так как они обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.
В речевом развитии активно используются блоки : в качестве мнемотаблиц для определения последовательности стихотворений, сказок, рассказов, моделирование сказок, стихотворений, загадок, символов при произношении чистоговорок и скороговорок (быстро – тонкая фигура, медленно – толстая, громко – большая, тихо – маленькая).
В физическом развитии: в качестве предметных ориентиров, использование последовательности выполнения основных движений, в качестве предметов заместителей в подвижных играх.
Для мотивации самостоятельной деятельности детей создаются игровые и проблемные ситуации («Как Незнайке полететь на Луну?», «Поможем фиксикам», «Что подарим маме?» и др.). В работе с блоками использовались разные методы и приемы: инструкции, пояснения, вопросы-ответы, контроль. Обязательно поощряли все усилия детей и стремление узнать новое, сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями, избегали отрицательных оценок результатов деятельности. Чтобы обучение было занимательным, мы использовали эффекты новизны, необычности, неожиданности, странности, несоответствия прежним представлениям.
И наш результат занимательного обучения: у детей обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
В процессе игры, мы стремились к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.
https://yadi.sk/i/xh68BXAQrw3kkQ