Ольга Мацнева
Воспитание культуры здоровья у дошкольников в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Культура здорового образа жизни - это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни - это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирование характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с этим необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования. [3]
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач.
Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье. [1]
Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-гигиенических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом.
В работе учителя-логопеда формирование культуры здоровья происходит в ходе изучения лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Моя семья», «Тело человека», «Зима», «Весна», «Осень», «Лето» и др.
Работа над данными лексическими темами позволяет расширить у дошкольников знания о себе, своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телесложения, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши. Глаза, как мы двигаемся. Дышим. Общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама, бабушка, различать половую принадлежность по внешнему облику.
Дошкольники учатся бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках».
Формирование культуры здоровья включает в себя знакомство с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев можно показать способы заботы о своём здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать своё время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
Ребёнок узнаёт, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек.
Формируется система представлений о культуре быта человека; дети знакомятся с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. [4]
Педагоги ДОУ должны обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а также способствовать его укреплению и формированию привычки здорового образа жизни. [2]
В ходе организации ежедневного коррекционного процесса учитель-логопед следит за формированием правильной осанки (путем постоянных напоминаний о посадке, проведением разных комплексов упражнений, чередует позы обучающихся в зависимости от вида учебной деятельности).
Систематически проводятся физкультминутки (разработаны комплексы упражнений для снятия статического напряжения с мышц тела, для коррекции осанки.
Оздоровительные минутки включают в себя:
– массаж ушных раковин (аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга)
– точечный массаж кистей рук (элементы су-джок теранпии. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм).
– зрительную гимнастику – комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушения зрения (упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, по методике Базарного В. Ф., упражнения для профилактики зрительного утомления. Проводятся в течение 1-2 минут в сопровождении релаксационной музыки после выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия.
В ход занятия обязательно включается дыхательная гимнастика (для формирования физиологического и речевого дыхания, повышающие физическое и интеллектуальное развитие учащихся, а так же для снятия мышечного напряжения).[5]
Особое внимание уделяется развитию:
– мелкой моторике (пальчиковые игры, выкладывание фигур из спичек, работа с пуговицами, с мелкими буквами, с другим раздаточным материалом; упражнения, включающие в себя качественное закрашивание фигур цветными карандашами)
– общей моторики:
• динамические упражнения с речевым сопровождением
• игры с мячом
– так же проводятся кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания, облегчающие процесс чтения и письма. ( С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Цепочка», «Лезгинка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Замок». А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое).
К вопросу формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, необходимо подходить комплексно, привлекая родителей детей и узких специалистов дошкольных учреждений.
Литература
1. Алферова В. П. Как вырастить здорового ребенка. Л., 1991. 3. Алферова В. П. Как вырастить здорового ребенка. Л., 1991.
2. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Здоровый дошкольник : Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. -сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М., 2000.
4. Змановский, Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка : Физиологический аспект. М., 1987.
5. Мальгавко Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.