Татьяна Валентиновна Сергиенко
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей во второй младшей группе
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 43»
Управления делами Президента Российской Федерации
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей
во второй младшей группе
Группа № 1
(2019-2020 уч. год)
Воспитатель : Сергиенко Т. В.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей во второй младшей группе» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Культура поведения для детей
- Темочки
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей во второй младшей группе
Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей, пожалуй, одно из самых важных направлений воспитательной работы с детьми с младшими дошкольного возраста.
Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Перед собой мы ставим следующие задачи.
Задачи:
1. Приучать детей следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Пользоваться расческой и носовым платком.
4. Формировать элементарные навыки поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Перед началом учебного года мы планируем свою деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Планирование и организация деятельности
Сроки проведения Мероприятия Образовательные области
1.10. 2019 – 4.10.2019 Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
1.10. 2019 -4.10.2019 Оформление дежурного уголка.
Наглядная информация для родителей на тему:
«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
7.10. 2019 –
11.10.2019 Познание «посылка для кукол»
Дидактическая игра «Посуда бывает разная»
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Занятие-игра «Мыльные перчатки»
Лепка: «К нам гости пришли, дорогие пришли…»
Занятие по речевому развитию: «Накормим куклу Катю»
Подготовка анкеты для родителей. Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
14.10. 2019 – 18.10.2019
Рисование «чашки для Фёдоры»
Дидактическая игра «помощники», «Разбитая посуда», «большой-маленький»
Рассматривание иллюстраций «Посуда и столовые приборы»
Разучивание потешек «Водичка, водичка», «Вот и полдник подошёл» Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
21.10. 2019 – 25.10.2019
Игра ситуацияна тему: «волшебная посуда»
Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»
Рассматривание иллюстраций «Маша и мама кушают»
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие
28.10. 2019 – 1.11.2019
Занятие по конструированию: «Мебель для куклы Маши»
Рисование «Салфеточки для Маши»
Сюжетно-ролевая игра Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»
Рассматривание иллюстрации – схемы «Что за чем»
Разучивание потешки «На моей тарелочке»
Просмотр мультфильма «Как обезьянки обедали»
Занятие-развлечение: «Вот что мы умеем»
Дидактическая игра «Учим куклу готовить» («Готовим обед для кукол»; «Маленькие хозяюшки») Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
5.11.2019-8.11.2019
Дидактическая игра «В гости кукла к нам пришла»
Рассматривание иллюстраций «Можно и нельзя»
Дидактическое упражнение ««Накрой стол»»
Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие
11.11.2019-15.11.2019
Занятие на тему «Большая и маленькая посуда»
Аппликация «Салфеточки для мишки»
Дидактическая игра «Правильно и неправильно»
Рассматривание иллюстрации «Как правильно расставлять посуду»
Кукольный театр «3 медведя» ФЭМП, Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие
18.11.2019-22.11.2019
Занятие на тему «Карлсон»
Занятие на тему «напоим куклу Аню чаем»
Дидактическая игра «Накроем на стол»
Игровая ситуация «Обед для кукол»
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
22.11.2019 Досуг «Кто ходит в гости по утрам…» Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие
Культурно гигиенические навыки
К нам в группу приходят очень разные дети. Кто-то из них самостоятельно пользуется туалетом, а кто-то категорически отказывался с ним дружить, некоторые дети вовсю едят ложкой, другие же не приучены.
В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ.
Для успешного становления КГН у детей необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. При работе с детьми мы используем следующие приемы.
1. Показ с подробным объяснением
В начале учебного года начинаем работу по привитию таких полезных привычек, как закатывание рукавов перед мытьем рук, умывание, пользование мылом, тщательное вытирание индивидуальным полотенцем, а затем умение вешать его на свой крючок, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование туалетом.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи, правила этикета. В процессе приё ма пищи учим: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной, вилкой, вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол. Обязательно учим малышей по окончании приема пищи, вставая из-за стола, благодарить взрослых. Многие дети делают это без напоминания, самостоятельно. (КГН ополаскивание рта)
В детском саду с первых дней приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только испачкается одежда. Обучаем самостоятельно одеваться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.
Собираясь на прогулку, показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на банкетку. Мы учим их надевать колготки и носки. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает это сам. Есть детки, которые хорошо справляются сами, но у некоторых не получается. ( Например: колготки, носочки, перчатки, шапочку).
При возвращении с прогулки напоминаем, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять куртку и повесить в шкаф. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды и переодеться в групповую одежду – очень серьезное достижение для малыша, поэтому за каждое очередное достижение всегда высказываем похвалу. Учим обращаться за помощью к воспитателю.
Подготовку к умыванию начинаем в группе : дети засучивают рукава, как мы показываем, объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить». Позже дети стараются сами повторять эти короткие стихи. К умывальнику подходим умываться подгруппой. Показываем детям, что сначала надо намочить руки. Ребенок берет кусочек мыла, намыливает руки и смывает водой, самостоятельно вытирается полотенцем. Напоминаю, что, умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить футболку или платье.
В группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учим детей причесываться перед зеркалом, хвалим за опрятность и умение обслуживать себя. Навыки детей закрепляем в игре, например, малыши, не раз бывавшие в настоящей парикмахерской, охотно исполняют роль парикмахера.
Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания. Требования к малышам постепенно усложняются. При этом мы придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него выполнять самостоятельно.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Мы стараемся, чтобы малышам было интересно учиться. Поэтому мы с ребятами учимся играя. Играя, мы стараемся добиваться от малышей чёткого выполнения действий, их правильной последовательности.
Вот так мы ведём систематическую и целенаправленную работу с малышами, обучая их полезным привычкам. Систематическое привитие навыков отражается на всем поведении ребенка : он становится более активным, у него развиваются наблюдательность, память.
Знание правил поведения и умение их использовать дает возможность ребёнку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
Также одним из приемов является:
2. Личный пример взрослого.
Дети всегда наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель всегда должен быть образцом для детей : в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Наш пример может быть и прямым (“Повторяй за мной”, и косвенным (используя разные способы для привлечения внимания). Так как во время приема пищи мы-воспитатели демонстрируем красоту этикета, сидим с ровной спиной.
Совместный прием пищи всегда способствует сближению, возникновению тесных взаимоотношений. Малыши воспринимают воспитателя как часть родственного коллектива, доверяют ему, следуют его замечаниям.
Аналогично после возвращения с прогулки мы сами аккуратно снимаем верхнюю одежду и обувь, стараясь, чтобы дети непременно это заметили. Прямо акцентируем на этом внимание малышей.
Следующий прием:
3. Сопровождение гигиенических процедур художественным словом.
Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчё сывания уместно рассказывать потешки: “Расти коса до пояса”, “Петушок, петушок подари мне гребешок”, “Нету краше нашей Глаши” и пр. Во время умывания это будут потешки “Водичка, водичка” или “Ай, лады, лады, лады…”. Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности одежду и пр.
4. Наглядность – это еще один прием, активно используемый нами при воспитании КГН
При работе с малышами мы используем тематические карточки, плакаты и пр. Это имеет важное значение поскольку абстрактное мышление у них еще не развито – оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещай. Причем они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.
С детьми мы просматривали мультфильмы: “Мойдодыр”, Муха –цокотуха” и т. д.
5. Моделирование игровых ситуаций – это очень действенный прием привития детям КГН
Специальные игры и упражнения – очень эффективное средство привития КГН в работе с малышами. Они помогают воспитателю завуалировать свою “поучающую” позицию и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.
Игры могут быть примерно следующими:
1. Умение вести себя во время приё ма пищи: «Расскажем Зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду», «День рождения у куклы Наташи», «Чаепитие со зверюшками».
2. Навыки умывания, мытья рук: «Научим Зайчика умываться», «Мыльные перчатки».
3. Навыки одевания и раздевания: «Соберём куколку на прогулку», «Поможем кукле Даше собраться в гости к Мише», «Сандалики поссорились, а потом подружились», «Покажем Зайчику, как нужно складывать одежду перед сном», «Найди пару носочку, а потом сложи их».
4. Игры на моторику (пуговицы, шнуровки, сортировка).
Также при формировании КГН активно используем пальчиковую гимнастику. Она хорошо тренирует мелкую моторику пальцев.
6. Развивающая среда.
При обучении малышей 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам большое значение имеет развивающая среда. В поле зрения ребят всё время должны быть соответствующие игрушки, пособия: в нашей группе есть набор «Парикмахерская», большой комплект посуды, куклы с различной одеждой, которую легко одевать и снимать (включая бумажную). В группе изготовлены настольные и дидактические игры своими руками.
Для закрепления КГН и в режимных моментах, и на занятиях по развитию речи (при рассматривании картинок, проведении бесед) используем художественную литературу:
1. Культура поведения за столом : русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.
2. Навыки одевания, раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Александровой «Мой Мишка».
3. Навыки умывания, мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…»
7. Индивидуальная работа
Во второй младшей группе очень большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе, ведь в этом возрасте малыши ещё очень отличаются друг от друга по развитию. Одни схватывают всё быстро (особенно девочки, другие же выполняют задание медленно из-за особенностей темперамента. Кто-то пришёл в детский сад совсем недавно, кто-то посещает его редко, потому что часто болеет. Поэтому некоторым детям мы дополнительно уделяем внимание, ещё раз многократно повторяем каждое действие для формирования определённого навыка.
ФОТО-индивидуальная работа
Для достижения положительного результата по формированию у детей КГН обязательно необходимо дополнительно уделять внимание, еще раз многократно повторить каждое действие для формирования определенного навыка.
8. Взаимодействие с родителями.
С этой целью нами изготовлены папки-передвижки, консультации и памятки, буклеты: «Как научить сына или дочь правильно вести себя за столом», «Застольный этикет для самых маленьких», «Бережно относимся к одежде» и др.
Вывод: таким образом, подводя итог, можно сказать, что работа по воспитанию КГН у детей в нашей группе идет целенаправленно, приносит результаты. Дети овладевают многими навыками. Работа в дальнейшем будет продолжена по плану.