Ирина Газизуллина
Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Свой доклад хочу начать с высказывания Л. Н. Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Воспитание и возникающее на его основе образование как общественные явления представляют собой сложный и противоречивый социально – исторический процесс вхождения подрастающих поколений в жизни и деятельности социума, который своими объективными средствами формирует личность. Появившись вместе с возникновением общества, они существуют, пока живет само общество. Поэтому воспитание и образование – категории вечные, обеспечивающие психофизиологическое, интеллектуальное, гражданское и духовно нравственное становление человека.
Публикация «Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Образую единый педагогический процесс, воспитание и обучение имеют свою специфику.
Воспитание взаимосвязано с обучением которое представляет собой способ образования, направленный на развитие личности посредством организации познания и усвоения обучающимся явлений окружающего мира, их закономерностей, знаний и способов деятельности.
Обучение умственно отсталого ребенка должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобретательная, трудовая и др.) является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ребенка, формируют его социальный опыт.
Воспитание обращено к развитию мотивационно – ценностных и эмоционально волевых отношений. В соответствии с Законом Р. Ф. «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Е. Д. Худенко предлагает рассматривать воспитание как творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно – развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально – культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Цель обучения и воспитания умственно отсталого школьника – это подготовка данной категории детей к активной общественно полезной деятельности к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду, т. е. социализация
С помощью воспитания и образования социализации придается гуманистическая направленность, преодолеваются или ослабляются ее отрицательные последствия, формируется духовность в человеке, его мировоззренческие, ценностные ориентации и моральные принципы, происходит ускорение процесса развития и становления человека как личности.
Воспитание, обучение и образование рассматривают как социально организованную деятельность в условиях педагогического процесса, результатом которой является развитие человека.
Планирую любую деятельность в системе педагогического процесса (урок, прогулка, экскурсия, внеклассные мероприятия и т. д.) учитель, воспитатель должен ставить в условиях коррекционной школы три задачи:
Коррекционно – образовательную;
Коррекционно – воспитательную;
Коррекционно – развивающую.
К сожалению не все педагоги придерживаются такого целепологания, формулируя в основном только образовательную цель. Поэтому при посещении открытых уроков, очень часто не прослеживается воспитательная и развивающая направленность процесса.
Таким образом, коррекционно – педагогическая деятельность – это сложное психофизиологическое и социально – педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие, выступающий как единая педагогическая система, куда входит объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно – деятельностный и оценечно – результативный компоненты. Поэтому на ряду с диагностико – коррекционной, коррекционно – развивающей, коррекционно – профилактической существует и коррекционно – обучающая, и психокоррекционная деятельность. Исходя из вышеизложенного, правомерно говорить о коррекционно – педагогической работе как о едином образовательном процессе, в который входят, воспитание и развитие.
Нередко приходится слышать от коллег, что воспитатель должен воспитывать, а учитель – обучать. Что в корне является ошибочным.
Обучение умственно отсталых детей должно быть комплексным, где обучение слито с воспитанием, по этому очень важно совместная координация всех служб и специалистов школы.
В Законе РФ «Об образовании» образование понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Еще К. Д. Ушинский говорил: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. По этому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека.»
Литература:
1) Закон РФ «Об образовании»
2) Е. В. Головнева «Теория воспитания»
3) Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе – интернате, детском доме.)»
4) И. М. Бгажнокова «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»
5) С. Ю. Бородулина «Коррекционная педагогика»