Ольга Зырянова
Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет»
Воспитатель МАДОУ № 188 :
Зырянова Ольга Викторовна
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети.
Публикация «Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Поэтому. одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности.
Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из нас подумали: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, говорили родители, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывали у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Экономика — это особый мир. Он сложен, интересен и загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономики невозможно.
Наблюдая за детьми, как их интересуют очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них.
Самыми распространё нными среди них являются: потребность — возможность, товар — цена, работа — заработная плата, банк — валюта и др.
Самыми «непонятными» — всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.
Очень часто в речи детей можно слышать слова : «реклама», «валюта», «обмен», «бизнесмен», «рынок» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего — быт семьи. Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт, которые потом подкрепляет в игровой деятельности в д/саду и дома.
И ввести дошкольника в мир экономики просто необходимо.
По данным психологов, старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность, в частности трудовую. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, и, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя.
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. В настоящее время, в связи с переходом России к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к экономической грамотности, как взрослых, так и детей.
Мы становимся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.
Мы знаем, для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
Психологи утверждают, что у детей именно старшего дошкольного возраста появляются новые произвольные психические процессы развития памяти, внимания, восприятия и игра достигает высокого уровня развития, где пятилетки воспроизводят не только мир взрослых, но и отношения между ними именно в этом возрасте.
Поэтому пятилетнему ребенку становится под силу усвоить сложные понятия, такие как «семейный бюджет» (доход и расход, деньги, цена, валюта разных стран, реклама и другие.
Но, при этом как быть, если современные дети начинают интересоваться вопросами финансовой грамотности гораздо раньше, например с 4-х лет (средний возраст, как это произошло в нашем случае.
Играя с детьми, общаясь с ними стали понимать, что в их обиходе всё чаще можно было услышать слова таких экономических категорий, как «труд», «товар», «деньги», а позднее «потребности», «бюджет», и то, что самыми «непонятными» для них— всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся ему игрушку, почему дома нет денег и т. д.
Их экономическая любознательность была закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего — быт семьи.
Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт, которые потом подкрепляет в игровой деятельности в д/саду и дома.
И ввести дошкольника в мир экономики просто необходимо.
Ситуация по экономическому образованию детей, как уже отмечалось, начала складываться у нас в начале прошлого учебного года средней группы.
Для себя с коллегой мы определили, что очень важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Потому грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет ребёнку развить свои способности и пополнить знания о жизнедеятельности современного общества.
И чтобы начать формировать правильные первичные представления об экономических категориях у наших воспитанников, с коллегой продумали и разработали план мероприятий работы с детьми нашей средней группы.
Цельюкоторого является: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;
Задачи:
- познакомить детей с трудом разных профессий и его результатами;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
омплексно-тематический план работы с детьми 4-5 лет
по формированию основ экономических представлений
на 2019– 2020 учебный год (средняя группа)
Сентябрь НОД: «Что такое деньги?»
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Продукты»».
• Д/игра «Подбери монету к товару» • Рисование «Деньги».
• Выставка «В мире монет»
Октябрь • НОД: «Товар имеет цену».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
• Д/игра «В магазине».
• Разбор проблемных ситуаций «Ребенок в магазине»
• Отгадывание загадок об игрушках.
• Просмотр мультимедийной презентации «Что такое товар?»
• Аппликация «Одежда для мамы».
Ноябрь • НОД: «Что такое труд?».
• Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
• Д/игра «Кто как работает?».
• Разбор проблемных ситуаций «Труд в сказках».
• Отгадывание загадок о труде.
• Составление коллажа «Все профессии важны, все профессии-нужны».
• Чтение сказки «Три поросенка».
Декабрь • НОД: «Что такое банк?»
• Сюжетно-ролевая игра «В банке»
• Д/игра «Четвертый лишний».
• Разбор проблемных ситуаций
• Просмотр видеофильма «Один день из жизни банка»
• Аппликация «Кошелек».
Январь • НОД: «Добросовестный труд: что это?» • Сюжетно-ролевая игра «На почте»
• Д/игра «Разложи товар».
• Разбор проблемных ситуаций «Обслуживание клиентов на почте».
• Чтение сказки «Волк и лиса».
• Отгадывание загадок о профессиях.
• Просмотр видеофильмов «В мире профессий».
• Рассматривание фотографий «Профессии моих родителей»
Февраль • НОД: «Что такое семейный бюджет?»
• Сюжетно-ролевая игра «В магазине».
• Д/игра «Помоги семье купить продукты».
• Разбор проблемных ситуаций «За покупками».
• Отгадывание загадок о товаре.
• Просмотр мультимедийной презентации «Как зарабатываются деньги».
Март • НОД: «Что такое потребности»
• Разбор проблемных ситуаций «Можно-нельзя».
• Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха –Цокотуха».
• Рисование «Денежка»
Апрель • НОД: «Как правильно тратить деньги?».
• Д/ига «За покупками».
• Рассматривание картинок «На что тратятся деньги».
• Д/игра «Доходы и расходы».
Май • НОД: «Что такое зарплата?»
• Сюжетно-ролевая игра «В банке»
• Д/игра «Услуги и товары»
• Разбор проблемных ситуаций «Качественные услуги и товары».
На первом этапе совместно с детьми и родителями мы собирали информационную копилку, изготовили и приобрели несколько игр «Кто как работает», «Где можно это купить», «Наши деньги», изготовили Лэпбук «Детям о деньгах» и др. В библиотеке взяли детскую энциклопедию, книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Там же нам предложили ряд детских познавательных журналов. В интернете нашли видео уроки тетушки Совы «Азбука денег», которые включали и проводили, как часть НОД в компьютерном классе.
Поддерживая возникший познавательный детский интерес по данной проблеме мы изготовили и проводили в соответствии с планом: дидактическиеигры:
- «В магазине»;
- «Подбери монету к товару»;
- «Кто как работает?»;
- «Четвертый лишний»;
- «Разложи товар»;
- «Профессии моих родителей»;
- «Помоги семье купить продукты»;
- «За покупками»;
- «Доходы и расходы» и др.
Совместно с детьми играли в сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин «Продукты»;
- «Магазин «Игрушек»;
- «Автобус»;
- «На почте»;
- «В Банке» и др.
Особое внимание уделяли НОД по данной теме:
- «Что такое деньги?»;
- «Товар и цена»;
- «Что такое труд?»;
- «Знакомство с Банком»;
- «Что такое семейный бюджет?» и др.
В процессе которых, проводили:беседы, рассказы, обсуждали проблемные ситуации, совместно просматривали тематические презентации, проводили эксперименты, читали соответствующую художественную литературу, целью которых были: раскрыть ребёнку-дошкольнику окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.
Полученные знания старались закреплять в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Результаты нашей небольшой деятельности с детьми по формированию у них элементов финансовой грамотности заключались в следующем:
- сформированы элементы первичныхпредставлений об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
- сформированы первоначальные некоторые правильные отношения к деньгам, способам их зарабатывания и разумного их использования;
- сформированы элементы нравственных понятий – бережливость, честность, экономичность, щедрость;
-большинство детей умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте.
Начало года (%) Конец года (%)
Высокий - 0 Высокий - 18%
Средний - 36% Средний - 44%
Низкий - 63% Низкий - 38%
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности элементов экономического мышления (дети стали соотносить возможности и желания в играх при покупках, сравнивать цены, выбирать товар, а иногда и отказывать себе в покупке).
Исходя из выше изложенного, можно сделать
вывод: создание даже элементарных специальных условий, вовлечение в игровую деятельность детей в этих условиях, положительно воздействуют на формирование элементов финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников, начиная уже с 4-х лет.
Экономическое воспитание дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому нам педагогам необходимо в дальнейшем, чтобы продолжить работу с детьми по данной проблеме, необходимо подробным образом изучить авторские программы по экономике : «Экономическое воспитание дошкольников» Е. А. Курак, «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А. А. Смоленцевой, пополнить свои теоретические знания через курсовую подготовку, усовершенствовать предметно-развивающую среду, определить для себя, применительно к нашим условиям наиболее рациональные методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.