ольга макиенко
Воспитание духовности у дошкольников через поэзию Т. Белозерова
▼ Скачать + Заказать документы
Духовное образование, включающее в себя воспитание таких качеств, как правдивость, справедливость, щедрость, доброта, сострадание необходимо начинать с самого раннего возраста.
В своей логопедической группе мы учим детей не только правильно произносить звуки, слова, но и прививаем, воспитываем любовь к русскому слову. В этом нам помогает творчество Т. Белозёрова. Его поэзия учит детей удивляться красотам окружающего мира, восхищаться им, беречь его. Стихи поэта легки для детского восприятия, сказки необычны, интересны малышам, наверное, потому что им присуще оптимистическое, радостное отражение действительности.
Публикация «Воспитание духовности у дошкольников через поэзию Т, Белозерова» размещена в разделах
В стихах и сказках поэта находим примеры доброты, честности, справедливости, стремление к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине, которые помогают воспитывать у ребёнка основы духовности.
Знакомство с ближайшим окружением, с территорией детского сада, улицей, сквером, проводим с участием персонажей сказок Т. Белозерова : «Огородного Подрастая», «Лесного Плакунчика», «Буки» — кукол, которые изготовили своими руками. Перед целевой прогулкой детям ставится задача поделиться своими впечатлениями от увиденного: что понравилось? Что нет? Что бы хотели изменить? Как бы они это сделали? Впечатления, полученные во время экскурсий и бесед дети отражают в чертежах, рисунках аппликации. !
Чтение стихотворений Т. Белозерова во время наблюдений, на прогулках помогают детям эмоциональнее воспринимать то или иное явление природы. Например, во время грозы, дети как правило боятся грома. Выучили стихотворение Т. Белозерова "Тучка". После его прочтения, у детей уже совсем иной эмоциональный настрой, они начинают фантазировать: - "Эта тучка похожа на олененка, а эта на лебедь» и т. д. Развивая воображение, помогаем избавиться детям от страха перед грозой.
На примере цикла стихотворений о зиме учим устанавливать связь между явлениями неживой природы и поведением птиц и животных. Наблюдая за птицами на кормушке, дети читают стихи «Снегири», «Сорока», «Разговор вороны с воробьем», обращаем внимание на то, что зима суровое время года и птиц необходимо подкармливать постоянно, а не время от времени, иначе они понадеются на нашу кормушку, не станут искать корм в другом месте и погибнут. На этом примере воспитываем у детей ответственность, сострадание, желание помочь ближнему.
Иногда ребёнок видит, что кому-то плохо, хочет помочь, но не знает как. Читая произведения Т. Белозерова, обсуждая поступки героев, сложившиеся ситуации дети узнают, как правильно поступить. Так, инсценируя сказку «Огородный Подрастай», они запоминают основные правила работы на огороде, учатся трудолюбию, взаимопомощи, ответственности. Осенью, при сборе урожая с огорода детского сада, с удовольствием вспоминают сказку и то, как они помогали Огородному Подрастаю, тем самым проявляют усвоенные нравственные качества.
В своих поэтических сказках Т. Белозёров продолжает традиции русских
народных сказок, которые несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Дети при прочтении произведений Т. Белозёрова ярко проявляют свои симпатии и антипатии по отношению к персонажам сказок. Они искренне радуются когда побеждают добрые, справедливые, смелые, а злым, трусливым, лживым не везёт, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни было так.
В сказке «Лесной Плакунчик» раскрывается перед детьми такое нравственное качество как сострадание. Своими поступками Плакунчик и Лена дают понять, что как бы тебе не было плохо, протяни руку помощи, скажи доброе слово утешения, избавь от страданий.
Справедливость, соучастие, содействие - это основа человеческого достоинства по строгой оценке народа. Именно в этом и состоит воспитательная ценность сказки «Лесной Плакунчик» Т. Белозёрова.
В сказке «Бука» затрагивается проблема поведения детей, их отношения к взрослым, детское непослушание. Слушая сказку, переживают и радуются хорошему концу. В процессе обсуждения они приходят к выводу, что родных нужно слушаться, чтобы не попасть в беду.
Для более успешного решения задач духовно-нравственного воспитания, необходимо взаимодействие с родителями. Ребёнок, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких ему людей. Значит, и в отношении к природному окружению повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, то и ребёнок ведёт себя так же. И наоборот, если ребёнок становится, не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле он вырастает бездушным, жестоким. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видами родных пейзажей : восходом солнца, красотой леса, степи и т. д. Эти истины ребёнок усваивает в раннем детстве через слово, через поступки взрослых. Поэтому проводим циклы совместных занятий для родителей и детей по теме "Ознакомление с особенностями родного края через творчество Т. М. Белозерова", консультации по истории и природе родного
края, беседуем с родителями о том, что нового узнали дети в детском саду о родном крае, советуем на что нужно обратить внимание ребёнка, какие стихотворения Т. М. Белозёрова почитать.
Анализируя анкеты, беседуя с родителями, узнаём, что дети проявляют живой интерес к окружающему: просят родителей изготовить кормушки, подкармливают птиц, заботятся о домашних животных, охотно трудятся на даче и, конечно, вспоминают стихи и сказки омского поэта. Творчество Т. Белозёрова, его стихи, сказки способны задеть тонкие струны детской души, не оставляя ребёнка равнодушным к окружающему.