Жанаш Болатхановна
Воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через реализацию проекта «Спешите делать добро»
▼ Скачать + Заказать документы
Жанаш Болатхановна Бейсова
воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
«Доброта — язык, на котором немые
могут говорить и который
глухие могут слышать.»
К. Боуви
Воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через реализацию проекта «Спешите делать добро»[
Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, любви к своему дому, улице, городу, в котором он живёт. Воспитание детей — одна из основных проблем современного общества. Эта проблема сейчас находится в приоритете у большинства учёных и педагогов. Если личность сможет воспитать в себе духовно-нравственную черту, то он обеспечит правильным воспитанием и свою будущую семью.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день является самой актуальной и сложной проблемой. Многие духовные ценности заменяются материальными, поэтому у детей формируется неправильное представление о доброте и милосердии. Утеряны понятия истинных ценностей.
Многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. [6]
Цель: формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через проект «Спешите делать добро».
Задачи :
1. Создать условия для реализации проекта «Спешите делать добро».
2. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости». Развивать чувства сопереживания и сочувствия к другим людям.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании духовно –нравственных качеств у детей.
В ходе реализации проекта «Спешите делать добро» мы планировали работу в несколько этапов: Сначала, мы проанализировали программу «Мир открытий», разнообразили предметно-развивающую среду в группе: были пополнены развивающие центры, созданы дидактические игры, разработали картотеки бесед, которая в большом объеме раскрывала суть темы проекта.
Познакомили родителей с проектом и предложили пополнить «уголок ознакомления с художественной литературой и фольклором» новыми произведениями, где мы могли бы показать детям героев, которые проявляют доброту, приносят радость, где доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг [1], [6].
Родителям был представлен консультационный материал:
«Воспитание заботливого отношения к окружающим»;
«Воспитание добротой»;
Советы для родителей: «Умение воспитывать в детях доброту»;
Памятки:
«Воспитываем в ребенке доброту»,
«Ребенок – зеркало семьи»,
Мы предложили родителям сделать видео дома, где дети помогают родителям, старшим, выполняют поручения, родители с детьми читают. Затем мы собрали видео и создали видеотеку «Помогаем дома».
На следующем этапе мы проводили беседы с детьми: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Дружба без ссор», «Как помочь птицам зимой?», «Как ты помогаешь маме?», «Моя дружная семья», «Мой любимый питомец». В процессе бесед, мы формировали умение вести диалог, поощряли желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализировать поступки героев и свои собственные. [2]
В ситуативных разговорах, дети рассказывали, как проходил их выходной день в семье, как они помогали близким, как заботились о своих питомцах. [2]
Мы играли в речевые игры с детьми, у которых плохо развита связанная речь, «Мост дружбы», «Добрые приветствия», «Кто больше скажет добрых и теплых слов». В результате, мы не только развивали речь, умение высказывать суждение, но и воспитывали представления о хороших и плохих поступках и их последствиях. [2]
Каждый день, во второй половине дня, мы читаем детям. На примере героев произведений, помогали отличать хорошее поведение от плохого; развивали умение видеть положительные и отрицательные качества героев, обращали внимание детей, как совершались поступки ради других людей; формировали умение детей быть внимательными друг к другу.
Мы прочитали детям произведения: М. Пляцковского «Урок дружбы», «Настоящий друг», Я. Акима «Жадина», Н. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», Е. Благининой «Подарок», Е. Алябьева «Добрым быть приятно», Русские народные сказки. В каждом произведении отмечали всех героев и оценивали их поступки, отображали свое отношение в рисунках [3], [1].
Через дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Благородные поступки», «Как я дома помогаю», «Цветок добрых дел», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания», «Вежливый ручеек», «Пирамида добрых дел», формировали умение детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывали в детях желание совершать поступки ради других людей; быть внимательными друг к другу, культуру поведения. [2]
В нашем детском саду проводятся тематические выставки, праздники. Дети изготавливали к праздникам подарки для мам своих родных, выступали в праздничном концерте, посвященном Дню матери.
В процессе реализации проекта «Спешите делать добро» мы достигли определенных результатов, над которыми будет еще продолжена работа:
- у детей появилось стремление к совершению добрых поступков, умение честно оценивать свои поступки;
- дети стали бережнее относиться к окружающему миру, прониклись заботой о птицах, домашних животных;
- пополнился словарный запас детей;
- дети с удовольствием участвовали в творческих мероприятиях совместно с родителями и воспитателем;
- в группе была создана атмосфера доброжелательности и тепла;
- повысилась компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания;
В группе появились итоговые продукты проекта: «Книга добрых дел», «Карты добрых дел» (Фотовыставка добрых дел воспитанников ДОУ, видеотека; кормушки и скворечники для птиц;
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» - животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. [5]
Мы, педагоги, должны уметь воспитать у детей эту готовность, а также желание заботиться о других.
Список используемой литературы:
1. Программа «Мир Открытий» науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.
2. Ушакова О. С., Артюхова И. С. - Развитие речи. "Мир открытий". Игры и конспекты.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, №5, 2008 год.
4. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. 2001 год
5. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва, 2004 год
6. Источники интернета