Наталья Соломатина
Воспитание детей дошкольного возраста в родных традициях
▼ Скачать + Заказать документы
«Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста».
Душа ребенка впечатлительна, мягка, подобна воску: что на ней отпечатаешь, то и останется как базовые индивидуальные свойства личности. Будешь учить добру – из твоих детей выйдут порядочные люди; будешь учить дурному – выйдут дурные люди. Что должно подразумевать под процессом воспитания? Если смотреть в само слово, то мы увидим слово – питание. Отсюда следует понимание, что главная задача воспитателя – восстановить источник питания души ребенка.
Темочки:
Творческий коллектив авторов, реализуя программу «Нравственное воспитание на основах Православия», разработали новое учебно – методическое пособие «Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста».
Коллектив авторов так сформулировал воспитательные задачи программы :
- помочь ребенку обрести чувство защищенности и покрова;
- научить обращаться за советом к своей совести;
- желать добра и уметь противостоять злу;
- дорожить своей семьей и деятельно заботиться о близких;
- пробудить потребность стать созидателем Отечества;
- обрести духовное знание, что он – образ Божий.
Авторы убеждены: воспитание детей в родных традициях сегодня – это главная задача российского педагогического сообщества.
Программа рассчитана на три года.
Первый год обучения называется «Становление христианина» и знакомит с основными христианскими понятиями.
Второй год обучения называется «Становление семьянина» и открывает мир семейного благочестия.
Третий год - «Становление гражданина» - пробуждает патриотические чувства и вводит в мир гражданского общества.
Уникальность воспитания русской поэзией заключается в том, что, несмотря на кажущуюся сложность, стихи русских поэтов, зачитываемые на занятиях, через поэтическую рифму, обогащают словарный запас ребенка благородными словами и словосочетаниями, которые малоупотребимы в повседневной жизни. Обретая новые слова, облагораживается и культура мышления ребенка.
Настало время возвращения обществу православного культурного достояния. Это особенно важно сегодня, когда в языке сложилась угрожающая ситуация, произошло падение речевой культуры. Научить любить русскую речь может помочь русая поэзия, которая по самой природе есть звучащее слово, торжество русского языка. Звучащее слово – великая сила, помогающая людям и в радости, и в печали.
Занятия с детьми по тематике проводятся один раз в две недели. Они построены в диалоговой форме: вопросы – ответы-размышления. В каждом последующем вопросе – ответ на предыдущий вопрос, что позволяет правильно ориентироваться в каждом из 41 занятии и постепенно обретаются православные смыслы и расширяется мировоззренческий горизонт у воспитателя.
Каждое занятие включает в себя простое двустишие для запоминания детьми.
«Практическое добронравие» предлагается в форме домашних заданий и способствует пробуждению в душе ребенка потребности заботиться о своих родных и близких, помогает закрепить добрые навыки, которые затем активно практикуются в детском саду, в семье, делая добрые нравы привычными.
В помощь педагогам предлагаются для самостоятельного прочтения соответствующие темам фрагменты из обширного религиозно – философского наследия нашего великого соотечественника Ивана Александровича Ильина.
На занятии используется демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой, видео – и аудиоматериалы, художественная литература.
Предшествующая работа включает в себя: чтение художественной литературы, наблюдение, рассматривание произведений искусств, слушание музыкальных произведений, беседы, самостоятельную деятельность детей.
Организационная часть: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт через художественное слово, игры - приветствия, игры - упражнения.
Основная часть: знакомство с новым материалом через тематические вопросы, раскрытие темы занятия, заучивание короткого двустишия, закрепляющего тему занятия, знакомство с русской поэзией. В целях снятия утомления и психоэмоционального напряжения в середине занятия проводиться физкультминутка.
Заключительная часть: подведение итогов занятия, домашнее задание, дающее ребенку практическую возможность проявить заботу и внимание.
Так разработаны все занятия данной программы. Весь материал для занятия предоставлен авторами.
В приложении к программе даны возрастные особенности детей, физкультурные минутки для детей разного возраста, цитаты святых о воспитателях и воспитании. Разработан перечень тематических бесед с родителями и общественностью. Даны нравственные ориентиры русского народа в пословицах и поговорках. Подобраны добрые детские игры. И есть список рекомендуемой литературы для дополнительного чтения.
Готовиться к изданию учебно – методическое пособие «Добронравие для маленьких», мамина книжка «Добронравие для маленьких», аудио – и видеопособия к занятиям: песни, иллюстрации, анимационные сюжеты, видеопутешествия.