Фатима Дышекова
Воспитание дошкольников в национальных традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Дышекова Фатима Султановна,
«Детский сад общеразвивающего вида № 21»
Воспитание дошкольников в национальных традициях.
1 сл. Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно - деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Публикация «Воспитание дошкольников в национальных традициях» размещена в разделах
В нашем городе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе содействуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. Дети необычайно интересно знакомятся с тем, что отличает от привычного для них. А перед нами стоит непростая задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре.
Детский сад — первая ступень в системе образования. Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного развития.
2. Сл. Актуальность выбранного нами направления работы с детьми заключается в том, что взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
3 сл. Перед нами стоит задача сделать так, чтобы язык преподносился детям как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте.
4 сл. С этой целью мы создали в группе уголок, отражающий культуру людей различных национальностей, проживающих в городе Майкопе, посредством чего мы знакомим детей с традициями, обычаями, жизненным укладам Адыгского народа и обучению русско - язычных детей адыгейскому языку. Ведь знания нескольких языков всегда обогащают внутренний мир человека, кроме этого знания владения двумя-тремя языками расширяют возможности человека, улучшают психологическую совместимость людей, снимают подозрительность, недоверие к человеку с которым общаются, укрепляют дружбу между людьми разных национальностей.
Организация предметно-развивающей среды содержится в нашем уголке. Это в первую очередь символика нашей страны малой Родины. Различные альбомы, дидактические игры, народные игрушки, музыкальные инструменты и т. д. А так же все необходимое, что нужно знать о родной Адыгее (культуру, обычаи, традиции, нрав своей малой Родины).
5Сл. Для воспитания детей в национальных традициях мы используем такие средства развития речи как:
общение взрослых и детей;
культурная языковая среда;
обучение родной речи в рамках кружковой работы;
художественная литература;
просмотр и показ кукольных театров на адыгейском языке.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей и руководствуясь Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» мы проводим кружковые занятия по изучению адыгейского языка с русско-язычными детьми, руководствуясь
6 сл. следующими требованиями:
- ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
- ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ
- СООТВЕТСТВИЕ МАТЕРИАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
- СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ЗАНЯТИЯ
- ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
7 сл. В работе с детьми ставятся такие задачи:
— воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
— вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;
— воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края
— познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками адыгского народа;
— познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями столицы - г. Майкоп и Республики Адыгея.
8 сл. фото
Дети в нашем детском саду знакомятся с темами: «Знакомство», «Игрушки», «Семья», «Овощи, фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Детский сад». Здесь развивается артикулярный аппарат дошкольников, даются образцы устной речи. Мы подбираем рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием. Через сказочные образы дети получают представления о добре и зле, о справедливости. Художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства ребёнка. Дети стараются подражать понравившимся героям. Формирование устойчивого толерантного поведения, а так же самостоятельное оценивание собственных действий и поступков мы с детьми оцениваем с точки зрения сказочных героев. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
При рассматривании картин, иллюстраций в которых показано поведение людей в окружающем мире, их быт, одежда, орудия труда, у детей активно развивается речь, мышление, внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов. В процессе работы ребёнок рисует и составляет рассказ о той национальности, которая больше всего заинтересовала его.
9 сл. Обучение на данном этапе проводится в игровой форме с использованием разнообразной наглядности. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей адыгейской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают адыгейские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических адыгейских звуков, стихотворений, считалок, пение песен, рассказывание сказок.
В режиме дня детского сада для детей организуются различные игры: дидактические, подвижные и другие. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, ловкости, желание обладать силой, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны. Во время проведения таких игр русскоязычные дети осваивают некоторые слова других национальностей, а дети – билингвы испытывают эмоциональный комфорт, окунаясь в родную среду.
10 сл. Заинтересовавшись народными играми, дети нашей группы стали проявлять интерес к самому народу, его быту, искусству, национальным обычаям, фольклору.
11 сл. С их помощью развиваем:
-Фонематический слух
-Граммати-ческий строй речи
-Звуковую культуру речи
-Обогащать словарь
12 сл. У детей начали формироваться умения:
— различать речь на адыгейском и родном языках;
— понимать речь на адыгейском языке в пределах изученных тем;
— задавать вопросы;
— выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо.
Для того, чтобы продолжить работу с детьми в этом направлении, мы продолжаем создавать методические пособия, наглядный материал, дидактические игры, игрушки. Мы решили расширить картотеку подвижных игр разных народов мира и изготовить новые атрибуты для их проведения. Создали в группе коллекции кукол в национальных костюмах и элементы костюмов для детей.
Семьи, в которых воспитываются наши воспитанники, поддерживают стремление детского сада воспитывать в детях интерес к другим культурам и толерантность. Так и создаётся атмосфера взаимопомощи, интереса к другому человеку, терпимости к его особенностям. То, чему ребенок учится с детства, становится близким и понятным ему на всю жизнь. Помогая детям изучать другие языки, мы учим их обретать себя и своё место в мире. Дети измеряют своё умение общаться количеством друзей, они очень рады, когда у них появляются новые друзья в других городах и странах.
Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.