Оксана Красникова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Красникова О. Н. ,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка»
г. Губкин, Белгородская область
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
В настоящее время вопрос о духовно-нравственном воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребенка. В связи с этим у педагогов дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей чувства любви и гордости за свою Родину.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сейчас снова возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его многовековым корням, к таким однокоренным словам как род, родство, Родина. Поэтому начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей нравственные качества, среди которых большую часть занимает патриотизм.
Патриотизм понятие многостороннее. Быть патриотом значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины, своего Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы личностных качеств человека.
Важно помнить, что в формировании патриотических чувств дошкольников большую роль играет личность педагога с его мировоззрением, личным примером, взглядами, суждениями. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к своей Родине.
Организация работы по патриотическому воспитанию включает ряд задач :
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, часто используются целевые прогулки и экскурсии. Детям очень нравится такой вид знакомства с родным городом. Путешествие к какому-либо памятнику сопровождается рассказом и объяснением педагога. Также целесообразны наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада.
Формирование чувства гордости за свой народ, свою страну, эмоциональной отзывчивости способствует приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, художников, композиторов при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, разыгрывании спектаклей.
Использование всех видов фольклора также необходимо. В устном народном творчестве сохранились особенности русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, подарки, выступают на утренниках. Осуществляются экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к Вечному огню. В результате такой работы у детей не только создаются представления об их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумка и фантазию. С их участием проводятся смотры семейных фотоальбомов, выставки рисунков и поделок на семейную тематику.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию положительных качеств ребенка.
Со временем, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своей страны, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Литература:
1. Загик, Л. В., Кулинова, Т. А., Маркова, Т. А. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1996, - 192с.
2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2010