Папки-передвижки

Воспитание детей дошкольного возраста на основе национальной культуры. Обоснование актуальности и перспективности опыта

Елена Рябова
Воспитание детей дошкольного возраста на основе национальной культуры. Обоснование актуальности и перспективности опыта
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание детей дошкольного возраста на основе национальной культуры

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает их наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста на основе национальной культуры, Обоснование актуальности и перспективности опыта» размещена в разделах

Актуальность темы обуславливается еще и практической потребностью разрешения ряда сложившихся в системе образования противоречий между: потребностями общества в освоении культурного пространства многонационального государства и недостаточной разработанностью соответствующих возрасту ребенка средств приобщения к народным традициям региона.

Практическая значимость опыта заключается в апробировании системы формирования у детей дошкольного возраста системы знаний о мордовском крае, о жителях Мордовии, их традициях, обычаях и культуре с помощью развивающей среды группы, комплекса мероприятий, проводимых педагогами ДОУ самостоятельно и при участии организаций образования и культуры города. Полученные результаты реализации опыта регионального воспитания дошкольников могут быть использованы в других учреждениях дошкольного образования.

Такие интегративные качества, как первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе и владение универсальными предпосылками учебной деятельности, развивающиеся в процессе реализации опыта, позволяют сформировать у дошкольников первоначальные представления социального характера, патриотические чувства, гражданскую принадлежность, осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории своего народа.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Опыт работы по данной теме складывался постепенно.

Начав работать в младшей группе детского сада, я увлеклась идеей воспитания детей дошкольного возраста на основе национальной культуры.

Необходимость работы по теме для меня была обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что построение образовательной деятельности должно основываться на индивидуальных особенностях каждого ребенка с учетом этнокультурной ситуации развития детей.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека в поликультурном обществе.

Полученный опыт призван приобщать дошкольников к традициям и обычаям национальной культуры, оказывать влияние на их разностороннее духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Таким образом ведущая педагогической идеей стало формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о мордовском крае, о жителях Мордовии, их традициях, обычаях и культуре с помощью развивающей среды группы, комплекса мероприятий, проводимых педагогами ДОУ самостоятельно и при участии организаций образования и культуры города.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитание и обучения

Работа по теме строится с учетом общедидактических принципов :

-связь обучения с жизнью - это значит, что знакомство детей с национальной культурой должно опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, как окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы и не последнюю роль здесь играет социокультурное окружение; роль

учет возрастных особенностей при отборе национального материала здесь играет социокультурное окружение. детьми -принцип наглядности, который позволяет обеспечивать познание предметов и явлений, организовывать осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней.

Цель опыта : сформировать систему для расширения у детей дошкольного возраста знаний о мордовском крае, о жителях Мордовии, их традициях, обычаях и культуре с помощью развивающей среды группы, комплекса мероприятий, проводимых в группе ДОУ педагогом самостоятельно и при участии организаций образования и культуры города.

В процессе работы над темой мною были определены следующие задачи:

-расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине; -познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья;

сформировать у детей общее представление о республике Мордовии.

Мною было определено содержание работы, которое охватывает следующие блоки:

1. Мордовский край (растительный и животный мир, труд людей, культура, основные исторические места, обычаи, традиции, герб и гимн)

2. Город, в котором мы живем (основные производственные учреждения, памятные места, учреждения культуры)

3. Мой дом, моя улица, мой детский сад.

4. Знаменитые люди: поэты, писатели, художники и т. д.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно-развивающей среды в группе и детском саду в целом.

Во второй младшей группе мною создан национальный уголок, с помощью материалов которого я расширяю представления детей об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, детям даю общее представление об образе жизни мордовского народа в прошлом и в современности.

В национальном уголке есть элементы национального костюма, дидактическая игра «Одень куклу-мордовочку в эрзянский (мокшанский) костюм».

В уголке присутствует изображение мордовского флага, фотографии с достопримечательностями города Саранска, книги соответствующей тематики, с целью наглядного ознакомления детей с республикой и городом.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется путем ознакомления детей с произведениями мордовского декоративноприкладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, домовой, с иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества являются различные формы организации детской деятельности. Для реализации идеи я использую:

-Беседы. Проводя беседу, можно помочь ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно усваивает; в результате знания детей становятся более глубокими и осмысленными

-Интегрированные НОД. Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников в форме обучающего занятия, занятия-игры, экспериментирования с художественными материалами и др. На занятиях осуществляется интеграция образовательных областей (речевого развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития, физического развития и социально-коммуникативного развития).

Мною разработаны конспекты следующих НОД: «Мы в Мордовии живем», «Люди, прославившие город», «Рассматривание герба и флага Республик Мордовии».

На занятиях по изодеятельности стараюсь вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм мордовских изделий. Дети украшают мордовскими узорами полотенце маме на занятии по аппликации, рисуют простейшие мордовские узоры.

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц. Наглядность содействует выработке у дошкольников эмоционально-оценочного отношения к окружающему миру. В ходе наблюдений воспитанники могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает воспитатель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

-Выставки детских работ в группе и в детском саду. Участие в выставке, является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям, является настоящим праздником для детей. Дети долго и кропотливо готовятся к ним, стараясь сделать свою работу аккуратно, красочно. В группе были организованы выставки: «Мордовские узоры руками детей», «Край мой родной», выпущена фотогазета о работе по региональному компоненту в группе «Мордовиянь эйкакштне» («Дети Мордовии»).

-Дидактические игры. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

По теме опыта я использую такие дидактические игры как «Одень Алдуню», «Путешествие по городу Саранску», «Собери герб Мордовии и Саранска» и др.

-Использование информационно-коммуникативных технологий. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Это позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, конспектов НОД и др. Поэтому наглядные материалы на экране телевизора, фрагменты мультфильмов- часть нашей повседневной деятельност.

-Подвижные игры на народном материале. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творчески подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта, является основой для дальнейшего развития ребенка.

В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются мордовские подвижные игры «В голубей», «В гусей и волка», «В белочек» и др.

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, сочинение сказок, рассказов. Развитие речи детей на материале народного творчества в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи.

- Индивидуальная работа. Учитывая уровень достижений детей, я определяю содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия.

Но, создав уголок национальной (мордовской) культуры в группе и используя различные формы организации детской деятельности, я поняла, что этого недостаточно для реализации моей идеи, и решила использовать возможности организаций культуры и образования нашего города.

С целью более глубокого знакомства воспитанников ДОУ с культурой Мордовии в рамках Дня знаний в МАДОУ «Детский сад № 59» мной была организована встреча с народным мастером резьбы по дереву, членом Союза художников России, заслуженным работником культуры РМ Рябовым Александром Владимировичем.

Народный мастер, ученик Н. И. Мастина, П. В. Рябова Александр Владимирович учит детей резьбе по дереву в МБУДО «Детская художественная школа № 4», а также в мордовском творческом объединении «Эрьмезь».

Автор нескольких персональных выставок, он показал воспитанникам детского сада свои работы, рассказал об особенностях искусства резьбы по дереву, о мастерах села Подлесная Тавла Мордовии.

Конечно, для малышей такая встреча еще сложна, но мастер подарил воспитанникам нашей группы изготовленные им деревянные предметы и фигурки, дав нам возможность закладывать основы интереса к резьбе по дереву уже сейчас.

Совместно с сотрудницей ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека» Сюбаевой Н. В., провела для ребят досуг «Мордовские сказки и игрушки». К мероприятию была организована тематическая выставка, где были представлены красочные иллюстрированные книги, старинные мордовские игрушки и предметы: глиняные свистульки, куклы, лапти и т. д.

Наталья Владимировна провела с детьми игру «Варакасо» («В ворона», ребята выполняли простые танцевальные движения мордовских танцев на фоне веселых мордовских песен, им был показан мультфильм «Куйгорож» про известного мордовского персонажа. Детям очень понравилось такое знакомство с мордовской сказкой и игрушкой с их личным участием.

Мною была приглашена сотрудница библиотеки для проведения комплексного занятия «Музыкальные книжки». На занятии дети познакомились с красочными изданиями (потешками, сказками, стихами, которые созданы не только для знакомства с литературой, но и специально для музыкального развития ребят.

Рассматривая веселые книги со встроенным пианино, воспитанники нажимали на клавиши и с удовольствием напевали знакомые песни из народных сказок. Рассматривая книжки с кнопкой и слушая знакомые стихи и потешки, ребята удивлялись звукам, которые воспроизводят голоса животных, птиц, звуки природы.

Книги позволили детям весело и интересно провести время, подарили много радостных минут.

Моим подопечным предоставилась замечательная возможность познакомиться с творчеством ГБУК "Государственный камерный хор Республики Мордовия" (директор хора - Башкиров Вячеслав Никифорович).

Ребята (да и взрослые) завороженно слушали колыбельные песни русских композиторов, русские народные песни. Замечательное ощущение красоты и эстетики от увиденного и услышанного надолго сохранилось в наших сердцах.

Для знакомства родителей воспитанников с работой группы по региональному направлению развития детей мною была издана фотогазета «Мордовиянь эйкакштне» («Дети Мордовии»).

А затем я решила, что о нашей работе можно рассказать родителям и коллегам в настоящей республиканской газете: договорившись с журналистами газеты «Известия Мордовии», я с коллегой стали соавторами статьи «В гостях у сказки» (о работе с детьми по ознакомлению с творчеством Г. Х. Андерсена) в колонке «Читающая республика» посвященной Году литературы в России.

Останавливаться на достигнутом мне не хочется. С целью самообразования я посетила республиканский семинар-практикум «Учить творчеству» по направлению «Мордовская кукла» в МордГПИ им. М. Е. Евсевьева и стала членом Ленинского местного отделения Межрегиональной общественной организации мордовского народа от МАДОУ «Детский сад № 59».

Анализ результативности

В результате организованной целенаправленной работы по воспитанию основ национальной культуры у детей дошкольного возраста у воспитанников группы сформировались определенные умения и навыки, что было выявлено по результатам диагностики.

Работа с детьми показала положительную результативность:

- создана предметно-развивающая среда для воспитания у детей интереса к национальной культуре в группе;

- скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в образовательном процессе по воспитанию основ национальной культуры у детей группы, родители приобрели базовые знания по теме;

- для расширения у детей дошкольного возраста знаний о мордовском крае, о жителях Мордовии, их традициях, обычаях и культуре спланирована система мероприятий, проводимая с помощью развивающей среды группы, комплекса мероприятий, проводимых в группе ДОУ педагогом самостоятельно и при участии организаций образования и культуры города.

Таким образом, можно сделать вывод, что приобщение дошкольников к национальной культуре на основе предложенного комплекса мероприятий формирует у дошкольников любовь к родному краю, чувство уважения к своему народу, т. е. является процесс приобщения является эффективным.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Прежде чем приступить к решению данной проблемы, были проведены беседы с воспитанниками, анкетирование родителей, анализ предметноразвивающей среды национальной направленности для выявления уровня знаний основ национальной культуры детьми и родителями, материальной базы опыта. Результаты показали низкий уровень знаний, низкий интерес к вопросу, нехватку материально-технической оснащенности для реализации идеи.

Основные трудности заключались в:

-отсутствии понимания у некоторых родителей необходимости изучения мордовской культуры;

-отсутствии художественной и методической литературы по теме;

- отсутствии наглядных пособий в открытом после капремонта детском саду.

Проведенная работа способствовала решению данных проблем, что привело к решению поставленных задач

Исходный источник на русском языке:

Опыт основывается прежде всего на содержании программ: Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.

Блонского, B.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. современных ученых А. Ю. Белогурова, A.Н. Т. С. Комаровой, М. Н Кузьмина, В. В. Макаева, З. А. Мальковой, JI.A. Парамоновой, Д. Б. Сажина и др.

Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть – Серебряные цепочки. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002.

День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки/Сост. Мудрова М. М. ,Пачколина И. П., Мирская Н. М. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

Мордовский народный костюм/Сост. Прокина Т. И., Сурина М. И--- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» /Под ред. А. А. Остапца,Г. Н. Абросимовой,М. Е. Трубачевой. - М. :АРКТИ,2003.

Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. - Выпуск 1 (Под ред. В. Н. Вершинина)

Самородов К. Т. Мордовские пословицы и присловья. - Саранск:Мордовское книжное издательство, 1968.

Хрестоматия к программе «Валдоня»/ Авт. -составитель Киркина Е. Н. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста на основе национальной культуры. Обоснование актуальности и перспективности опыта
Опубликовано: 20 марта 2022 в 11:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей дошкольного возраста на основе национальной культуры. Обоснование актуальности и перспективности опыта» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рябова (УИ 770712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД