Татьяна Толстых
Воспитание детей через народные традиции
▼ Скачать + Заказать документы
“Воспитание, созданное
самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа”.
К. Д. Ушинский
В наше время возникает острая проблема воспитания детей. В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.
Публикация «Воспитание детей через народные традиции» размещена в разделах
Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. "Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?" – такие упреки порой слышит каждый ребенок. И у каждого родителя иногда опускаются руки, потому что ребенок просто не слышит или не воспринимает слова взрослого. Иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.
Так что же такое воспитание по сути? И как правильно воспитывать ребенка?
Многие родители считают, что ребенок сам развивается, если растет, посещает детский сад или ходит в школу. Причем эти родители постоянно заняты и не уделяют ребенку должного внимания. Другие же занимают ребенка, записывая его на всевозможные кружки и занятия, в бассейн или в музыкальную школу, что ребенок просто не может вздохнуть. И объясняя это тем, чтобы «он не болтался, где не попадя». Можно подойти к проблеме воспитания детей как воспитание личности. Что ребенку нужно, чтобы он гармонично развивался? Самое главное для ребенка, а особенно для малышей – это любовь, забота и внимание родителей.
Дошкольный возраст – один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. Это период, когда ребенок переживает все то, что с ним происходит.
Если мы хотим, чтоб ребенок знал что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что предавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны отдать нашим детям.
Недаром на Руси всегда славилось домашнее воспитание детей. Приобщение к культуре и нравственным ценностям было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.
Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.
Для того, чтобы прийти к поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
• проявлять интерес и учить уважительному отношению к культуре;
• воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;
• проявлять любовь и уважение к родному языку и его особе6енностям;
• воспитывать в детях нравственные качества;
• во всем поддерживать ребенка, развивать его творческие качества;
• учить ребенка правильно и дружелюбно общаться со сверстниками;
• воспитывать уважение к чувствам других
Для того, чтобы все эти задачи можно было выполнить мы обратимся к традициям русской народной культуры.
Знакомство детей с произведениями фольклора, приобщение их к богатству и красоте народно - прикладного искусства, воспитывает любовь к родному краю. Народная культура учит любить природу, воспитывает трепетное отношение к животным, расширяет кругозор у детей и способствует формированию лучших нравственно-духовных качеств.
Уже с раннего возраста можно ребенка приучать к культуре, через игры и занятия. Тем более это же так интересно и занимательно для него, а родители получают истинное наслаждение, от того, что у их чада все получается!
В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.
Великий педагог А. Я. Коменский писал: «. народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке.» .
Народная педагогика заключает в себе многовековую культуру воспитания, общие черты воспитания разных народов, сохранившиеся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, обрядах.
С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших общению, добру, воспитывая и обучая.
В настоящее время, к сожалению, большинство традиционных видов деятельности утрачено. Но в некоторых, деревнях и селах, в России, еще сохранились крестьянские обычаи, обряды и праздники, причем передавая из поколения в поколение свой опыт детям. Тем самым эти места стали уникальными в нашей жизни. Поэтому некоторые люди специально едут на другой конец земли, чтобы посмотреть, а главное – принять участие в таких праздниках!
“У каждого народа, - писал К. Д. Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.
Чтобы приобщить к истоком народной культуры и вызвать интерес у ребенка к традициям, надо воспитывать это не только на занятиях, но и дома. Главное то, что ребенок может прочувствовать, понять и принять вместе со взрослым и только через наглядные примеры. Ведь очень сложно воспитать гармонично развитого человека, который не будет знать своих предков и их традиции.
Обогащение народной культурой позволит глубже проникнуться в художественно- эстетическое воспитания детей, приобщить их к традициям, поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа.
Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!
Используемая литература:
1. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Роза Буре
2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Элейн Мазлиш, Адель Фабер
3. К. Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании».