Роза Симонова
Народные традиции как фактор социального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Симонова Р. Н., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 59», г. Саранск
Народные традиции как фактор социального развития дошкольников
В настоящее время возрастает число философско-культурологи-ческих, социально-педагогических исследований, где приоритетными выступают различные аспекты проблемы народных традиций как уникальной комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социокультурного опыта.
Публикация «Народные традиции как фактор социального развития дошкольников» размещена в разделах
В социально-философском осмыслении категория традиция предполагает достаточно многообразные способы определения ее сущности. Не имея возможности анализировать особенности всех позиций, отметим лишь наиболее яркие их различия. Так, Э. Маркарян и А. Спиркин рассматривают традицию как социальный опыт, в то время как с точки зрения В. Плахова она представляет собой систему общественных отношений [6; 7]. В качестве трансисторической социокультурной связи интерпретируют традицию В. Власова и Б. Бернштейн [3; 5]. В работах А. А. Батуры, категория «традиция» рассматривается как один из элементов преемственной связи между различными стадиями развития культуры, а в индивидуальном плане – одно из средств социализации [2].
Социальное развитие раскрывает в человеке культурное самосознание. Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.
Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.
В народной педагогике, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. «Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении людей, что составляет существо этнопедагогической культуры» [5, с. 130].
Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей образовательного учреждения и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.
Итак, проведенный анализ показал, что феномен народных традиций широко освещается в разных контекстах в философско-культурологических и социологических исследованиях. В настоящее время отмечается новый этап научной разработки проблематики народных традиций. На первый план выступают социально-воспитательные, познавательные, развивающие функции народной традиции, которые становятся актуальными направлениями педагогических исследований.
Анализ известных нам источников по проблеме исследования позволил понятийно уточнить феномен «народные традиции», выявить свойства и функции традиции. Народная традиция – представляет собой механизм, посредством которого осуществляется передача и воспроизведение культурного содержания жизни народа на разных эпохах : духовных ценностей и установок, производственных рецептов, трудовых навыков, социальных норм и различных сведений об общественных явлениях. В числе основных свойств традиции наиболее очевидными, по мнению исследователей, являются повторяемость, устойчивость и массовость. Ряд исследователей выделяют следующие функции традиции :
– информационно-коммуникативную – традиции служат своего рода дополнительным инструментом, посредством которого культура «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накапливания, систематизации;
– регулятивно-нормативную – влияет на разнообразные процессы и отношения, связанные с жизнью общества, фиксирует порядок и правила социального поведения, служат моделью, которая ориентирует людей на то, как строить отношения на межличностном уровне, как вести себя по отношению к обществу, к той или иной социальной группе, как осуществлять контакты на межгосударственном уровне;
– аксиологическую, функцию социального развития личности (челове-котворческую) – традиции могут рассматриваться как особого рода ценно-сти, принятые и поддерживаемые определенной социальной системой.
– эмоционально-психологическую, инновационную, интегрирующую, объединив их общим понятием «социально-адаптационные» – способствует социальному развитию личности.
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям, народным традициям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако в педагогической теории и практике остаются мало изученными педагогические средства, методы и условия социального развития старших дошкольников в процессе их приобщения к народным традициям.
И. М. Фадеевой было выделено три группы условий эффективного приобщения к народным традициям : во-первых, условия, учитывающие возрастные психологические и анатомо-физиологические особенности до-школьников, их возможности в художественно-творческой деятельности; во-вторых, организационно-методические условия, включающие методическое и организационное обеспечение знаний; в-третьих, учет влияния социально-педагогической среды.
Итак, анализ современных исследований и практики дошкольного образования показал возрастание интереса к широкому использованию народных традиций в приобщении детей к социально-историческому опыту; обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства; развитию интересов, взглядов, убеждений, мировоззрения в целом, морально-нравственных, этических и эстетических свойств и качеств личности, ее ценностной сферы, деятельного, созидательного (культуротворческого) начала с привлечением средств народной педагогики. В образовательном процессе, куда интегрированы элементы народной педагогики, народные традиции всесторонне представлены в художественно-творческой деятельности.
Анализ теоретико-методической литературы позволил выявить сред-ства социального развития старшего дошкольника в процессе приобщения к народным традициям. В самом общем смысле – это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К средствам социального развития личности в художественно-творческой деятельности относятся фольклор: поэзия, пестования, былины, народные песни и сказки; декоративно прикладное искусство; народные игры и народная игрушка, старинные праздники.
Народная игра выступает одновременно как средство и форма приобщения к народным традициям. Методы приобщения детей к народным традициям включают в себя наглядные, словесные, игровые, диалогово-игровые, эвристические, проблемно-поисковые.
Работа по приобщению старших дошкольников к народным традициям в образовательном процессе ДОУ, в целях ее эффективности, должна осуществляться поэтапно: во-первых, оформление дошкольного учреждения элементами народной культуры, прикладного искусства; во-вторых, обязательное знакомства детей с элементами национальной культуры (фольклором, прикладным искусством, народной игрой); в-третьих, в целях интернационального воспитания сочетать знакомство национальной культуры с образцами культуры других народностей, проживающих в данной республике, а также в других регионах России; в-четвертых, в систему непрерывного образования педагогических кадров ввести обязательное изучение родной истории и культуры; в-пятых, в республиканских, городских, районных методических кабинетах по дошкольному воспитанию организовать выставки-передвижки, освещающие вопросы национальной культуры и истории.
Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к народным традициям в художественно-творческой деятельности будет эффективным при реализации следующих условий: психолого-педагогических (учет возрастных психологических и анатомо-физиологических особенностей); организационно-методических (наличие материально-технической базы, сочетание разных форм организации, наличие программ и методических пособий, отбор и сочетание наиболее эффективных методов и средств, профессиональная подготовка воспитателя); социально-педагогических (учет национального состава населения, учет ассимиляционных процессов, происходящих в регионе, учет уровня развития социальной инфраструктуры, учет межнациональных отношений – внутринациональных и внешне национальных).
Таким образом, народные традиции являются важным фактором и средством социального развития подрастающей личности.
Список использованных источников
1. Балакина, Н. А. Понятие традиции и его трактовка в работах философов-традиционалистов ХХ века / Н. А. Балакина // Вестник Новосибирского гос. ун-та. – Серия: Философия. – 2013. – Т. 11. – Вып. 4. – С. 146–151.
2. Батура, И. Н. Теория и практика социальной-педагогики : практикум / И. Н. Ба-тура. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2011. –136 с.
3. Бернштейн, Б. М. Традиция и социокультурные структуры / Б. М. Бернштейн // Советская этнография. – №2. –1981. – С. 107–109
4. Биктагирова, Г. Ф. Междисциплинарный анализ понятия «Традиция» // Фунда-ментальные исследования. – 2013. – № 6–3. – С. 725–729. – URL : https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31582.
5. Власова, В. Б. Традиция как форма преемственности культуры / В. Б. Власова // Культура и цивилизация. – М. –1984. – С. 123–139.
6. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Марка-рян // Советская этнография. – 1981. – №2 – С. 64–98.
7. Плахов, В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. / В. Д. Плахов. – М. : Мысль, 1982. – 220 с.