Ольга Волжина
Конспект НОД «Русские народные традиции. Чаепитие»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Русские народные традиции. Чаепитие»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Старший дошкольный возраст.
Составила воспитатель Волжина О. В.
Задачи: расширять знания детей о культуре и традициях русского народа; способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси, воспитывать в детях интерес к традициям гостеприимства и чаепития на Руси, воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
Публикация «Конспект НОД „Русские народные традиции, Чаепитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Русские народные традиции и обычаи
- Чай. Традиции чаепития разных народов
- Темочки
Оборудование: костюм хозяюшки, костюмы гостей из Китая, Индии, Англии, костюм самовара, самовар, травы, лекарственные растения на подносах, чашки, разные виды чая.
Хозяюшка (воспитатель) :
Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге-хозяйке радость.
Хозяюшка: Сегодня я приглашаю вас, дорогие гости, на наши посиделки.
Звучит песня приветствие «К нам гости пришли».
По давней русской традиции мы будем угощать гостей чаем. А чай нам привезли иностранные гости, давайте их встречать.
1-й ребёнок (в костюме гостя из Китая)
Всем добрый вечер!
Я из Китая.
Я вам привёз превосходного чая!
В нашей стране чай уважают,
Сажают, ухаживают, собирают
И всему миру его продают.
В чае- гармония и уют.
(Преподносит Хозяюшке подарок- коробочку чая.)
Хозяюшка:
С поклоном ваш подарок принимаем,
На наши посиделки приглашаем.
А вот и следующий гость.
2-й ребёнок (в костюме гостя из Индии) :
Спешил поистине не зря
Я в ваши дальние края.
Из жаркой Индии далёкой
Я вёз индийский чай, друзья!
(Преподносит Хозяюшке подарок- коробочку чая.)
Хозяюшка:
Мы ваш подарок принимаем,
На посиделки приглашаем.
А вот и следующий гость.
3-й ребёнок (в костюме англичанина) :
Hello, my friends!
Привет, друзья!
На посиделки прибыл я!
Из старой доброй Англии
Привёз подарки чайные!
Хоть чай у нас и не растёт,
Чай очень любит мой народ.
(Преподносит Хозяюшке подарок- коробочку чая.)
Хозяюшка:
Спасибо! Проходите, пожалуйста, на наши посиделки!
Чай впервые привезли в Россию из Китая в 17 веке русские землепроходцы. Сначала он считался лечебным напитком и был очень дорогим. Поэтому чай могли купить только богатые люди. Остальные жители пили настои из трав и ягод.
А к нам ещё одна гостья пожаловала. Встречайте!
3-й ребёнок (девочка в костюме бабушки- травницы) :
Я-бабушка- Варварушка, добрая травница.
У кого какая хворобица?
Кому здесь не здоровится,
Есть травки, цветочки.
Приготовлю для вас отвары, примочки.
Хозяюшка: Спасибо бабушка- Варварушка!
А знаете ли вы, ребята, из каких трав можно заварить вкусный, полезный чай? Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки о целебных растениях, а отгадки будем находить среди травок, цветов, листьев на этих тарелочках.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он лё гок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? (запах. мяты)
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
У её зелёный лист.
Нам она идёт на чай.
Что за травка, отгадай! (чабрец)
Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички. (ромашка)
Семена, как коготки.
Жёлто- красные цветки.
При болезнях горла помогают.
Кто же их не знает? (календула или ноготки)
Дети отгадывают загадки, находят соответствующие растения на приготовленных тарелочках, растирают, нюхают.
Хозяюшка: Вот из каких растений, полезных для здоровья, можно
душистый чай заварить.
А вы знаете, ребята, что русский народ придумал много пословиц и поговорок о чаепитии. Я буду начинить фразу, а вы попробуйте её закончить.
Чай пьёшь, до ста лет… проживёшь.
Пей чай- удовольствие …получай.
Самовар кипит- уходить …не велит.
Чай пить- не дрова…рубить.
Попей чайку- забудешь… тоску.
Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие!
А какая же посуда нужна нам для чаепития?
Динамическая пауза.
Вот заварочный наш чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни- разобьются.
Вот серебряная ложка,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
«надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. приседают, одна рука на поясе.
кружатся, рисуя руками круг.
потягиваются, руки вверх, сомкнутъ над головой
делают большой круг. Снимается мышечное напряжение.
Хозяюшка: Захотелось чаю-ставь самовар! Для русского человека самовар- символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром говорили в народе : «Печка – матушка, да самовар- батюшка!»
5-й ребёнок (в костюме самовара) :
Я- красавец самовар,
Трехведерный самовар.
На русской земле
Я начальник на столе.
Мои медные бока разрумянились слегка,
Подготовлю кипяток,
Заварю для вас чаёк.
Хозяюшка: А вот и его история. Сядьте кружком да поговорим ладком.
Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Хозяюшка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Дети рассматривают самовар.
Ответы детей. (Блестящий, красивый, пузатый, железный.)
Хозяюшка: Что есть у самовара?
Ответы детей. (Крышка, дно, стенки, кран.)
Хозяюшка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответы детей. (Две ручки, сделаны из дерева.)
Хозяюшка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответы детей. (Чтобы не обжечься)
Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.
У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которое называется конфорка, ставили заварной чайник с душистым чаем.
Хозяюшка: «Делу время, а потехе час»,
Перед тем как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселиться
Звучит русская народная музыка (дети танцуют)
Хозяюшка:
А теперь на чай зовем,
И чайку мы всем нальем.
Хозяюшка: А вы ребята ничего не забыли сделать, перед тем как сесть пить чай?
Ответы детей. (Вымыть руки.)
Хозяюшка: Давайте все вместе накроем на стол (дети совместно с воспитателем расставляют чайные чашки, угощения).
Хозяюшка:
Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Предлагаю каждому открыть кран у самовара и налить себе чаю.