Получи документы

Консультация «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через русские народные песни и танцы»

Александр Карташов
Консультация «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через русские народные песни и танцы»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста,через русские народные песни и танцы,с использованием регионального компонента

ПОДГОТОВИЛ:

Музыкальный руководитель

МДОУ ДС №3 «Дюймовочка»

Карташов А. Ю.

Публикация «Консультация „Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через русские народные песни и танцы“» размещена в разделах

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках.

Приоритетная задача организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению. Основные задачи : формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Поэтому необходимо проводить воспитательно-образовательную работу по направлению патриотического воспитания систематически, последовательно и при этом научная информация должна быть доступна детскому пониманию, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей.

Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот период у ребёнка закладывается ценностное отношение к миру, чувство сопричастности к своему народу, ответственности перед родителями, гордости за свою Родину, любви к ней. Дошкольное учреждение и семья несут ответственность за формирование личности малыша, воспитывают творческое мышление, патриотизм, способность осознанно строить свои отношения с другими людьми.

Одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма дошкольного возраста может стать музыка. Она является одновременно практической и духовной частью жизни народа, формой общественного сознания, а также средством познания мира. Ребёнок осваивает мир эмоционально - образно, познавая его через переживание и сопереживание, т. е. через чувство. Любой вид музыкальной деятельности развивает малыша. Значит, музыка может способствовать идеологическому воспитанию. Музыкальные занятия способствуют формированию и усвоению гражданственно-патриотических критериев и ценностей, развитию музыкальной и социальной одарённости.

Можно выделить главные условия, при которых успешно формируется патриотизм у ребё нка в музыкальной деятельности: целенаправленный репертуар, привитие уважения к национальной символике (гербу, флагу, гимну)

С целью формирования патриотизма у ребёнка используются различные формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников : музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги. В репертуар обязательно включается народный фольклор, авторские произведения патриотического характера, имеющие героическое содержание, отражающие любовь к Родине, красоту родной природы, гуманность, доброту и мудрость нашего народа. А также репертуар произведений, отражающих красоту природы родной страны, её деревень и городов, лесов, полей и озёр. Именно фольклорные произведения раскрывают глубину национальной культуры, дают полное и глубокое представление о музыкальном наследии нашего народа, его истории, способствуют развитию идейного и духовного богатства.

Народная музыка используется в игре на детских музыкальных инструментах. Дети с большим удовольствием играют р. н. м. «Во саду ли в огороде», «Светит месяц», «Калинка», «Во поле берёза стояла», знакомятся с историей создания русских народных инструментов.

Широко используется народная музыка при разучивании танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Дети разучивают парную пляску под р. н. м. «Калинка», исполняют хоровод с платочками,

Для ребёнка дошкольника Родина – это мама, близкие люди, это дом, где он живёт, двор, где он играет, детский сад с его воспитателями и друзьями. Все дети любят своих мам. Они делают подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой;

А для милой мамочке

Испеку два пряничка

Кушай, кушай, мамочка

Вкусные два пряничка…

В мелодии этой песни звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:

Пускай узнает ветер,

И звёзды и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя!

и чувства дружелюбия: мама – старший друг в песне «Мы с мамой нашей большие друзья», и чувства нежности. В песни Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»

.Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар и широко используются на праздниках. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать «День матери», который проводится в ноябре.

Хочется отметить ещё один аспект, над которым необходимо работать – любовь к родной природе. В нашем детском саду это достигается разнообразными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А Васильевой много произведений, в которых переданы образы животных и птиц. В разделе слушания музыки масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям воспитывать любовь и красоту родной природы.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить развлечением или тематическим праздником.

Особое значение в рамках гражданственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. Эта тема очень любима детям. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в Армии служить». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим их с песнями тех времён. С концертными номерами наши воспитанники выступают перед ветеранами В. О. В.

Так же использование регионального компонента является одним из важных требований аспектов формирования патриотизма у дошкольников, который помогает детям осознать значимость страны, города и конкретного человека в истории своей страны. Детям систематически проводятся мероприятия на которых делается акцент на наш родной регион,город,улицы и достопримечательности. Так например осенью наш сад посещали казаки,они рассказывали детям о истории своего народа,традициях, демонстрировали национальные костюмы,а дети в ответ исполнили для них казачьи песни.

Таким образом, педагог, его опыт, знания, эмоциональность посредством речи через репертуар музыкальных произведений способны оказать воздействие на ребёнка, на развитие его музыкальных, творческих, социальных способностей, формирование гражданственности и патриотизма.

Литература.

1. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз. руководителей детских садов – М. : Просвещение, 1983г.

2. Л. Михеева. Музыка- детям. //Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л. : Музыка, вып. 3-1981, вып. 4-1976 г.

2. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников», М. : - Просвещение, Владивосток, 1994 г.

4. Аглиуллина И. И. Детский сад – культурные традиции. М., 2003

5. Антонова Т. В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям. // Детский сад от А до Я. 2005, - № 6

6. Виноградова Н. Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983

7. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. / Под редакцией А. В. Орловой.

8. Радынова О. П. Народные колыбельные песни : «Слушаем и поем» : Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М. : ВЛАДОС, 2000.

9. Камаева Т. Ю. Детские музыкальные праздники (русский фольклор) .

Музыкальный руководитель: № 4, 2000; № 5, 2004; № 2, 2005; № 3, 2005.

Дошкольное воспитание : № 2, 2000.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания.

Консультация «Формирование основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста» Формирование основ мужественности у мальчиков дошкольного возрастаФормирование в ребёнке будущего мужчины –одна из самых главных задач воспитания,.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи.

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Патриотизм – это любовь к Родине, преданность Отечеству,.

Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста На третьем году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию малыша, и прежде всего образных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через русские народные песни и танцы»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 10:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через русские народные песни и танцы»» (включая файлы) размещена пользователем Александр Карташов (УИ 1131580) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД