Елена Анохина
Воспитание чувства ответственности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В своей практике я часто сталкиваюсь с запросом от родителей на формирование у ребенка ответственного поведения. Родители хотят, чтобы ребенок САМ делал уроки (без напоминания и контроля и на «отлично», утром вовремя вставал и дела зарядку, чистил зубы, заранее собирал портфель, содержал в чистоте свою комнату, убирал игрушки (это для дошкольника) – в общем, такой ответственный-ответственный. Но… ребенок делать этого не хочет, ждет что ему напомнят, подскажут, проконтролируют.
И вот запрос – ну почему он у нас такой несобранный, безответственный и безвольный?
Публикация «Воспитание чувства ответственности у дошкольников» размещена в разделах
А правда, почему?. И почему этот запрос очень часто приходится именно на начало школьного обучения? А что, раньше, в дошкольном возрасте, было по-другому? А ничего не изменилось. Просто раньше было гораздо проще убрать игрушки самому, чем требовать этого от малыша, легче было убрать за ним посуду со стола (а то разобьет, самому сложить одежду перед сном и пижаму после сна, и пр.
А ведь дошкольник очень хочет быть самостоятельным. Кризис 3-х лет называют «кризисом самостоятельности». Малыш хочет показать, что он уже что-то может, и задача взрослых поддержать его в этом стремлении. Посильная бытовая помощь - посуда, одежда, домашние питомцы (цветы туда же, забота о родных и близких людях. Да, принести маме теплый плед, если она зябнет – это тоже показатель ответственности. Ответственности за комфорт и благополучие близкого человека. Участие к нему.
Так как же можно поддержать малыша, как сделать так, чтобы к началу обучения в школе ответственное поведение было уже сформировано?
Вот несколько советов как воспитывать ответственность :
1. Дайте ребенку возможность ощутить себя полноправным членом семьи. Покажите, что окружающие нуждаются в нём. Не отстраняйте его от взрослых занятий. "Помоги мне накрыть стол к ужину", "Как ты думаешь, какие бокалы лучше поставить?" Посильное дело для малыша всегда найдётся.
2. У каждого свой темп работы. Позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не все получается как нужно, ваша задача поддержать его инициативу, убедить его, что он растёт и с каждым днем у него прибавляется и опыта, и умения.
3. Вместо замечаний за плохо выполненную работу, постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не полил цветок – листики подвяли; не поставил у батареи сапожки - они остались мокрые и мы не пойдём гулять.
4. Бывает, что дети не могут сразу запомнить порученное им делом, для такого случая придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо насыпать корм домашнему питомцу.
5. Дети растут и поручения могут усложняться. Если вы раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает, что ему не доверяют, он слишком маленький. Посоветуйтесь с ним, какое занятие он еще мог бы выполнить.
6. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
7. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
Дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.