Анна Кругликова
Воспитание читателя в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что любовь к чтению и культура чтения закладываются в семье. Сейчас многие родители знакомят детей с книгами достаточно рано, но не всегда выбирают для этого нужные средства. Появилось множество звучащих, поющих, тактильных книг, предназначенных для самых маленьких. Такие книги дети воспринимают книгу как игрушку : ее хочется повертеть, надкусить, подергать, нажать на кнопочку. Впоследствии происходит перенос привычных игровых действий на яркую бумажную книгу, с которой дети знакомятся. Здесь и возникает период непосредственного и необходимого участия родителей в процессе обучению тому, как действовать с новым «предметом».
Публикация «Воспитание читателя в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Приобщение маленького ребенка к чтению книг – это длинный путь. Он не любит спешки, поверхностности, суеты, непоследовательности. Основа формирования способности к глубокому творческому чтению – это комфорт, приятная обстановка, доброжелательное отношение родителей, спокойствие как противоположность хаосу. Приобщение детей к чтению-слушанию требует от родителей времени, постоянства и самодисциплины.
Самый сильный стимул, направляющий внимание ребенка на чтение книги, – это испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Читая ребенку произведение художественной литературы, взрослый погружает его в мир интересных событий, чувств, переживаний, учит понимать самого себя через осознание поведения другого человека. Неспешное размеренное чтение включает в работу и зрение, и слух, и речь, и эмоции. Ребенок чувствует выразительную интонацию, стремится подражать ей.
Чтение как вид слухо-речевой деятельности в последнее время широко исследуется. О. В. Чиндилова показала, что в процессе слушания того, что читают детям взрослые, включаются три из четырёх сфер читательской деятельности : эмоциональная сфера, сфера воображения и реакция на содержание текста. Слушая текст, дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс понимания смысла услышанного. Овладение чтением-слушанием – важнейший показатель читательской культуры дошкольника на пороге школы.
В исследованиях Е. Л. Гончаровой выявлена генетически исходная «клеточка» читательской компетентности – это потребность перейти от простого понимания обращенной к нему речи взрослого с опорой на конкретную ситуацию (ситуативная речь) к пониманию связной контекстной речи (речь понятна всем неучастникам конкретной ситуации). В период на границе раннего и младшего дошкольного возраста у ребенка может возникнуть простейшая форма осмысления содержания авторского текста через свой личный опыт. Вот почему так важен возрастной принцип в отборе книг. Не всё, что ребенку нравится слушать, он может понять. Трудно понимать, если не возникает ассоциации с имеющимся у тебя опытом.
В то же время ребенок способен понимать несколько больше того, что содержится в личном опыте. Что же ему помогает при этом? А. В. Запорожец обнаружил, что в процессе чтения-слушания ребенок проявляет особую активность: он как бы вмешивается в ход повествования не только мысленно, но и действенно: прерывает чтение, задает вопросы, пытается помочь героям. Эту специфическую активность А. В. Запорожец назвал содействием, считая условием понимания текста. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок достигает примерно того же, что и взрослый, читающий текст : мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам. Разница в том, что взрослый не содействует, а сочувствует, вмешивается в ход повествования только мысленно.
Проявлениям содействия должны помогать значимые взрослые – папа, мама, бабушка или дедушка. Взрослый, читающий ребенку книгу или рассказывающий сказку, выступает как посредник между текстом и ребенком. И взрослый должен понимать, для чего ребенку нужны определенные действия, и правильно к ним относиться. Особенно это касается книг, которые на вырост, то есть их содержание пока еще выходит за рамки личного опыта ребенка.
Посредническая деятельность взрослого раскрыта Б. Д. Элькониным на примере рассказывания ребенку сказки. Автор видит во взрослом двухадресную фигуру: с одной стороны, он обращен к тексту (как к идеалу, с другой – к ребенку. Взрослый, выступая в роли посредника между ребенком и произведением, выполняет функцию инициации – вовлечения ребенка в читательскую деятельность, и функцию передачи средств, необходимых для осуществления этой деятельности.
Читающий, а еще лучше рассказывающий (если мы говорим о сказках) родитель в этой посреднической деятельности берет на себя озвучивание текста, стимулирует и поддерживает внимание ребенка, приспосабливает, если в этом есть необходимость, лексику и грамматику текста к его возможностям, помогает осмыслить и связать содержание произведения с личным опытом ребенка и т. п. Это те требования, которые психология чтения предъявляет родителям, если они хотят воспитать настоящего Читателя.
Родителям важно поддерживать содействие ребенка, то есть ту его активность в восприятии художественных произведений, которая может проявляться по-разному. Во-первых, это стремление практически воздействовать на произведение искусства: дети портят иллюстрации, замарывая изображение отрицательных героев. Так он выражает свое отношение к действительности, в них изображенную». В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте некоторые дети испытывают непреодолимое желание раскрашивать черно-белые иллюстрации в книгах, а то и цветные, что также объясняется стремлением к содействию.
Во-вторых, творческое преобразование ребенком прочитанного также можно считать проявлением содействия – это имитация процесса чтения в эгоцентрической речи, как бы про себя. Ребенок как бы вторит родителю, повторяет его фразы. Иногда это вариации на тему прочитанного. Ребенок входит в определенное эмоциональное состояние, сходное с состояниями героев: обижаются, сердятся, стучат кулаком и т. п. В-третьих, формой содействия выступает отождествление себя с любимым героем. Иногда из этой роли дети не выходят очень долго. Содействие проявляется и в цитировании знакомых текстов в подходящих бытовых ситуациях.
Что обычно делает родитель в случае такой активности? Большинству родителей это мешает: «Или слушай, или читать не буду. Зачем кладешь руку, убери, я ничего не вижу. Сколько можно повторять одно и то же». Всем известно, что особым способом мучения родителей является требование читать одну книгу много раз. Родители приходят в стрессовое состояние, не понимая, что за этим стоит. А ларчик открывается просто: так ребенок помогает своему «чтению», через содействие.
Работая над приобщением детей к книге, к чтению, видим множество проблем, мешающих этому.
1. Книга вытесняется из дошкольного досуга мультиками, гаджетами, компьютерами, телефонами и пр. компьютерными играми.
2. Уходит чтение как коллективное времяпровождение, родители читают по обязанности. Не все просьбы детей почитать удовлетворяются. А если читают по обязанности, там нет эмоций, детям не из чего считывать смыслы. Постепенно они перестают просить об этом. Это видно из бесед с дошкольниками.
3. Среди родителей уменьшилось число настоящих читателей, дети редко видят их читающими.
4. Книга стала редко выбираться в качестве подарка, исчезли дарственные надписи на них. И мы видим, что дети реально отвергают даже очень хорошую, дорогую книгу, так как мечтали о крутой игрушке.
5. Исчезает книжное собирательство. Не велик процент семей, имеющих унаследованную библиотеку и пополняющих ее постоянно.
6. Чрезмерная интеллектуализация задач воспитания. Ориентир для родителей – высокий интеллект, одаренность, достижения. Поэтому сказки не приветствуются. Детская библиотека в семье может быть большой, но львиную долю там занимают энциклопедии, словари, книжки-учебники по подготовке к школе.
7. Резкое уменьшение времени, отводимое родителями на совместное общение с детьми, в том числе чтение. Недавно нашла такие данные: родители до 30 лет проводят в социальных сетях от 3-4 часов в день. А время на детей – до 30 минут, исключая время для присмотра и ухода. Цифры впечатляющие.
Средства решения названных проблем состоит в следующем:
1. Просвещение родителей: психологическое, социокультурное, библиотечное и пр.
2. Консультирование родителей педагогами, психологами библиотекарями, продавцами в книжном магазине по вопросу выбора книги для дошкольника.
3. Вовлечение в благотворительные акции – день книгодарения, книга в подарок, «Приведи друга в библиотеку», обмен книгами и т. д.
4. Принятие конкретных родительских решений после просвещения и консультирования.
Родителям часто советуем: практические преобразования всегда лежат в плоскости родительских решений. Надо просто взять за правило читать хотя бы 3 раза в неделю, не отказываться читать ребенку, когда он просит, уметь договариваться с ним, чаще посещать книжный магазин, выбирать книги в подарок сверстникам и близким взрослым, вовлекать детей в книжное собирательство. Дети должны видеть, что для родителей это ценно! Важно подумать об организации книжного пространства в семье. Книг должно быть много, для них должно быть место, желательны шкаф или полки только для детских книг. Признать, что это его – ребенка – пространство, здесь он располагает все так, как ему нравится, сам наводит порядок, вместе с родителями занимается «лечением книг». Тем не менее важно определить правила в этом книжном мире: как хранить, где читать-рассматривать, как распоряжаться своими или чужими книгами и т. п.
Родители должны также уметь создавать такое пространство для совместного с детьми чтения. Главные условия: комфорт, удобство, хорошее освещение, несколько замкнутое пространство, чтобы взрослый и ребенок чувствовали единение тел и душ.