Овчаренко Юлия Александровна
Воспитание активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Овчаренко Ю. А., воспитатель
МАДОУ № 18, г. Армавир
Воспитание в детях творческих начал, формирование у них самостоятельности и активности, инициативы как качеств личности должно начинаться в младшем дошкольном возрасте. Учебная деятельность и, в частности, занятия по рисованию, лепке и аппликации представляют для этого большие возможности. Продумывая методику проведения каждого занятия по изобразительной деятельности, мы постоянно имеем в виду, как и когда, могут проявляться в детях нужные нам качества личности, и соответственно строим свою работу с группой.
Публикация «Воспитание активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Объясняя, например, задание, мы стремимся, чтобы дети не только внима-тельно слушали воспитателя, но и активно работали вместе с ним. Одно из первых занятий изобразительной деятельностью в младшей группе — рисование на тему «Дождик». Проводится оно в сентябре. Воспитатель читает потешку :
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Затем предлагает детям показать в воздухе, какие капельки оставляет дождь на стекле.
Дети вместе с воспитателем под слова «кап-кап-кап» делают короткие движения пальцем сверху вниз.
Затем воспитатель предлагает одному ребёнку на листе бумаги показать всем, как он будет рисовать. Показывает, как малыш взял карандаш.
Ребёнок рисует, а дети вместе с воспитателем ему помогают, приговаривая песенку дождя: «кап-кап-кап».
Для показа способа изображения мы вызываем сначала наиболее активных детей, а если не очень уверены, что их показ будет правильным, используем метод «пассивных движений», т. е. направляем их движения своей рукой. Детей на первых порах это не смущает, они бывают, довольны и своими действиями, и получившимся изображением.
Во время рисования на тему «Цветные ниточки» воспитатель, короткую, тол-стую шерстяную нитку зеленого цвета, предлагает детям тоже показать в воздухе движением руки сверху вниз, какая она ровная и прямая.
«А кто хочет нарисовать нитку? — спрашивает воспитатель. На предложение откликаются все дети. Воспитатель выбирает, кто будет рисовать первую нитку. Все остальные следят за этим ребёнком.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как рисует малыш, как он держит карандаш, что левую руку надо положить на листок, и рисовать нитку сверху вниз. Акцентируя внимание детей на действиях, выбранного ребенка, воспитатель стре-мится к тому, чтобы они не оставались пассивными наблюдателями происходящего на занятии.
Вторую нитку рисовать выбирает другого ребенка, а воспитатель помогает ему, направляя движения его руки. После этого рисуют все дети. Воспитатель объ-ясняет, что нитки можно рисовать любого цвета и рисовать надо сверху вниз, начиная от левого края листа, положив на него левую руку. Но не всегда дети могут показать правильный способ изображения. Например, предметы округлой и прямоугольной формы рисовать трудно, так как надо применять правильные формообразующие движения, а их дети еще не знают. Поэтому в первый раз воспитатель всегда сам показывает способ изображения.
Мы часто предлагаем детям на занятии нарисовать, слепить или наклеить несколько предметов. Тем самым мы даем им возможность поупражняться в изображении одного и того же предмета несколько раз, попробовать скомпоновать предметы на листе, используя и цвет по своему усмотрению.
Нередко изображение одного предмета, сложного по строению, рисуют на мольберте несколько человек. Это позволяет сосредоточить внимание детей на строении предмета, на последовательности его изображения. Например, воспитатель приносит на занятие игрушечного снеговика и предлагает детям внимательно посмотреть и определить, какая у него голова.
— Круглая, — хором отвечают дети.
— А какой формы туловище?
— Тоже круглой.
— А что больше по величине, голова или туловище? Воспитатель объясняет, что удобнее начать рисовать снеговика с головы. Поэтому малыш на голубом листе бумаги, приклеенном к мольберту, рисует голову. Туловище рисует другой ребёнок. Он же показывает, как надо закрашивать снеговика, чтобы изображение получилось аккуратным. Он делает это несколькими уверенными мазками сверху вниз и очень быстро, так как дети рисуют широкими кистями — флейцами. После показа все дети приступают к работе. Тем, кто быстро справляется с заданием, воспитатель предлагает пририсовать снеговику шапку, глазки. И вот уже появляются изображения снеговиков с пуговицами, с палками и т. д.
Зная, что дети не могут сразу запомнить все указания к выполнению, мы ста-раемся обратить их внимание в первую очередь на новое. Справившись с одной программной задачей, после напоминания воспитателя дети легко выполняют и другую, хорошо им знакомую. Так, на одном из занятий дети рисуют на тему «Цветные платочки сушатся на веревочке». Веревочку и столбики, за которые она привязана, им рисовать нетрудно, поэтому воспитатель не заостряет на этом их внимание. А вот изображение платочка квадратной формы — это новая для детей задача. Воспитатель показывает, как ее выполнить, поясняя все свои действия: «Вначале я рисую одну сторону платочка сверху вниз, затем, немного отступя, — другую. Теперь соединяю внизу обе эти линии. Получился платочек квадратной формы. Давайте теперь все вместе нарисуем еще один платочек». Воспитатель рисует второй платочек, а все дети рукой в воздухе повторяют его движения. Третий платочек рисует ребёнок. Во время занятия, когда уже большинство детей нарисовали по нескольку платочков, воспитатель предлагает самый красивый из них закрасить и спрашивает, как это делается. Дети карандашом в воздухе показывают прием закрашивания — неотрывными движениями слева направо и обратно.
Дети всегда очень охотно откликаются на предложение воспитателя показать рукой, кистью или карандашом, какой формы предмет они будут изображать, или один из способов закрашивания.
Включение обрисовывающего жеста в обследование предмета позволяет воспитателю активизировать восприятие детей, учить их контролировать действия взглядом, дает возможность поупражняться в рисовальном движении еще до рисо-вания. Обследование предмета и показ способа изображения самими детьми в начале занятия проходят при большой активности всей группы и быстро. Длительность занятий при этом не увеличивается. Кроме того, изображение, созданное подчас не одним ребенком, а несколькими воспитанниками, не довлеет над детьми, не сковывает их действий. Они не копируют его, а рисуют, лепят или наклеивают вполне самостоятельно, по-своему используя имеющийся опыт.
Активность детей проявляется и в умении замечать характер, выразительность изображенного предмета. Воспитатель предлагает им найти среди выставленных работ самое стройное или густое дерево, самого смешного или сердитого снеговика, самую веселую неваляшку, скворечник с ровной прямой крышей, с круглым окошком и т. д.
Лепка, аппликация или рисование по замыслу позволяют детям не только са-мостоятельно придумывать содержание предстоящей работы, но и применять усвоенные ранее приемы. Занятия по замыслу воспитывают в детях творческую активность, направляют их внимание на передачу разного содержания даже при изображении одной и той же темы.
В начале многих занятий воспитатель предлагает детям вспомнить, что они уже умеют рисовать. Называя предметы, ребята нередко сами, а иногда по, предложению воспитателя прорисовывают их в воздухе.
Воспитатель активизирует детей, спрашивает, что еще может быть круглой или прямоугольной формы, а что можно нарисовать про зиму, про участок детского сада и т. д. Как-то на одном из занятий мы предложили детям нарисовать картинку о том, что бывает красного цвета. Что же нарисовали дети? Некоторых устроило изображение флажков, шаров, ягод, т. е. того, что когда-то они уже рисовали на занятиях. Другие же нарисовали пожарную машину, пожарника, девочку в красивом платье и даже паровоз.
В конце каждого занятия по замыслу воспитатель предлагает детям рассказать о своих работах.
Воспитатель поощряет стремление детей подробно рассказывать о том, что им удалось или хотелось нарисовать, постоянно учит их рассказывать, сам разъясняет содержание рисунков застенчивых детей.
Уже в младшей группе можно говорить об активном отношении детей к ма-териалу. Конечно, они еще не могут самостоятельно решать, когда рисунок будет более выразительным, если его выполнить красками или карандашом. Пока за них это делает воспитатель. И все же на некоторых занятиях по рисованию («Цветные колечки», «Много кубиков», «Пирамидка из шаров» и др.) дети самостоятельно подбирают цвета изображаемых предметов. А во время аппликации («Ягоды на блюдечке», «Украсим елку шарами» и др.) они не только располагают, но и самостоятельно отбирают с общего подноса нужные им формы (по величине и цвету).
Детей младшей группы мы приучаем самостоятельно готовить все необходи-мое для работы: для занятия лепкой — дощечку для глины, для рисования карандашами — коробку карандашей, для аппликации — кисточку и подставку для нее. После занятия дети также самостоятельно убирают материал на место.
Активное участие детей в подготовке к занятию вырабатывает у них хорошую привычку: самому готовить для себя необходимое, самому и убирать за собой.
Работа с детьми младшей группы убеждает нас, что используемая нами мето-дика позволяет воспитателю проводить занятия по изобразительной деятельности в единой системе, не сковывает творческой инициативы воспитателя. Использование же эффективных методов и приемов обучения способствует развитию у детей ак-тивности и самостоятельности.
Литература:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. - 352с.
2. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. - М. : Речь, 2002. -79 с.