Надежда Костарева
Воспитаем ребёнка вместе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитаем ребёнка вместе.
Воспитывают все : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко.
За всю историю человечества и государства сложились два основных направления воспитания детей : семейное и общественное. Каждое из них имеет свои специфические возможности для формирования личности ребёнка. В связи с этим в теории и практике дошкольной педагогики постоянно поднимается вопрос о том, что важнее для формирования личности ребёнка семья или образовательное учреждение.
Публикация «Воспитаем ребёнка вместе» размещена в разделах
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности человека, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
В свою очередь, в ДОУ накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и учёные постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка в ДОУ и семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Гармоническое развитие ребёнка требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Согласуя свои действия с семьёй, детский сад старается дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания и домашнего обучения. Однако всё это невозможно без систематического просвещения родителей и формирования психолого-педагогической компетентности членов семьи в процессе взаимодействия и сотрудничества с ними.
Согласно методическому письму Минобразования России от 31.01.2001 № 90/30-16 «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьёй» можно использовать две наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и семьи: семейный и родительский клубы.
Актуальность данного вопроса определяется усилением общего внимания к личности ребёнка как к субъекту деятельности и общения, учёту его психофизиологических возрастных особенностей в ходе согласования специфики семейного воспитания и целостного педагогического процесса организации дошкольного образования. Педагоги дошкольных образовательных организаций могут помочь родителям совместными усилиями найти наиболее эффективные способы решения возникающих проблем. Но для этого педагогам нужно сначала вовлечь родителей в совместную работу, и установить с ними доверительные отношения и тесное сотрудничество. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам, работающим в дошкольной образовательной организации. На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность организации, то есть активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на её функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей в деятельность образовательной организации можно разделить на четыре этапа:
На первом этапе родители познают своего ребёнка и возможности его развития в условиях дошкольного учреждения. На этом же этапе осуществляется также познание родителями себя как родителей. Работа начинается с проведения праздника для вновь поступивших воспитанников «Здравствуй, детский сад!» Основная его цель – эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке, реклама деятельности дошкольного учреждения, а также активизация интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения.
На первом родительском собрании в группе «Малыши» родители ближе знакомятся друг с другом, узнают об истории и традициях деятельности дошкольного учреждения, особенностях педагогического процесса.
Педагоги предоставляют родителям возможность оценить уровень развития ребёнка в разных видах детской деятельности, используя для этого также формы, как фотовыставки, фотосалоны, видеосалоны, выставки и конкурсы детского рисунка, рекламные бюллетени.
Родителям предлагается написать сочинение на темы «Мой ребёнок; Что для меня значит быть родителем?» Необходимо побудить родителей к поиску ответа для себя на очень важный вопрос: зачем мне учиться быть хорошим родителем? Решая этот вопрос родители представляют какую пользу они могут принести своему ребёнку и как изменится в лучшую сторону отношение к ним со стороны разных людей.