Татьяна Аникина
Вместе с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Вместе с семьей «Взаимодействие с родителями детей через проектную деятельность»
Цель : Создание системы сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи : 1. Повышать интерес родителей (законных представителей) к деятельности ДОУ и жизни ребенка в нем.
2. Приобщать родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
3. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Публикация «Вместе с семьёй» размещена в разделах
Ожидаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практический, коллективный.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Семья и детский сад выполняет каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта.
В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей.
Но только мы воспитатели ежедневно общаемся с детьми и родителями, Видим проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Мы оказываем помощь родителям в различных формах.
В статье 18. закона «Об образовании» говориться: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию, мы работаем в помощь семье.
Еще Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным предминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н. К. Крупскаяявляется то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», а поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей». …В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Каждый год к нам приходят новые родители, дети, каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ : сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Мы строим систему сотрудничества Детского сада и семьи.
Создание в детском саду необходимых условий для благоприятного климата сотрудничества с семьями воспитанников, установление доверительных партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство является главной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
Исходя из опыта работы, в 2013 году возникла необходимость создания системы работы по проблеме реализации проекта «Мини-музей» в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».
Опыт работы был представлен мной на образовательном форуме «Воспитатель года».
Продолжая работу в данном направлении, используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи после создания экспозиции: «Мой папа и дедушка защитники отечества» были созданы экспозиции мини-музеев различной тематики : «Музей часов», «Родословное древо моей семьи», «Мини-музей «Уголок русской избы». «Мини-музей: «Новогодней игрушки» и в реализации «Мини- музей кукол».
При организации мини музея в детском саду родителям и детям была отведена первоначальная задача.
Далее на занятиях активно стали использовать экспонаты музея, проводим исследования и эксперименты, мини-музеи постепенно пополняются продуктами детского творчества. В результате музей ДОУ стал детским музеем, так как один из его разделов представлен результатами детского труда.
Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей.
Со вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из принципов реализации ФГОС дошкольного образования предписывает сотрудничество с семьей воспитанников. Так вот мини-музей явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей.
Еще одной эффективной формой сотрудничества с родителями является наглядно-информационная (Буклеты).
На одной из тем РМО в 2013 году «Создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей» было дано задание изготовить буклет «Профилактика жестокого обращения с детьми».
Я очень заинтересовалась этой работой и так как современные родители, прежде всего очень заняты и не хотят никакой лишней информации, я поняла, что всю краткую и важную, актуальную информацию можно поместить в буклете. Ведь нашим очень занятым родителям это нравится, так как буклет можно взять домой, рассмотреть и прочитать всей семьей.
Изготовила буклеты:
- «Профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми
- «Азбука безопасности»
В проекте изготовления:
- «Скоро в школу вы готовы?»
- «Растем здоровыми».
Основными задачами моих буклетов являются:
1Расширять представления и обогащать знания родителей по актуальным вопросам.
2 Повышать интерес родителей к деятельности ДОУ и жизни ребенка в нем.
Для вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс, в совместную с детьми социально- значимую деятельность мною был разработан проект Мастер-классы для родителей «Мастерим вместе».
Цель проекта: создание условий художественно-эстетической направленности для совместной деятельности, научить не только детей, но и родителей.
С детьми в своей группе я провожу кружок «Мастерилка», а с родителями мастер-класс. Мастерим мы лоскутных куколок.
Новизна проекта: Мастер-класс руками ребенка.
Проводя родительские собрания, праздники ребята сами показывают, как нужно сделать ту или иную куколку.
В процессе совместной деятельности в творческих мастерских, когда ребенок не объект воспитательного воздействия, а союзник, партнер родителя, это не только повышает его интерес, но и ответственность. Соответственно родители, включаясь в разнообразные контакты совместного творчества с детьми, могут прикоснуться к внутреннему миру ребенка, его индивидуальным интересам.
Данная методика эффективна. «Самодеятельное творчество», позволяет преодолеть раздражительность и усталость, а путешествие по чудесному миру Детства создает условия для более тесного и глубокого общения детей и родителей, условия, стимулирующие мотивацию и потребности со - участия и сотворчества, поможет овладеть навыками в равной мере творить и чувствовать созданное.
Затем устраиваем выставки совместных поделок детей и родителей.
Воспитанники ДОУ являются неоднократными участниками детских творческих выставок, приуроченных к общественным событиям села.
При подобном взаимодействии детский сад выступает как содружество педагогов, детей и родителей.
О том, как родители относятся к нашим проектам можно судить о их отзывах, оставленных после мероприятий и отзывах в местной газете «Шаманские вести».
Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях; проектной деятельности художественно-эстетической направленности в нашем ДОУ является показателем эффективного сотрудничества педагога с семьями, в рамках которого родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициатив и активных участников.
Существуют разные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
«Семья – ребенок – педагог - такой творческий союз стал основой взаимодействия участников образовательного процесса в нашем детском саду.