Сусанна Поздеева
Вопросы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях инклюзивного образования
В сегодняшних образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.
Публикация «Вопросы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать её в свою работу. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.
Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи и сохранном интеллекте. Педагогическое сопровождение детей с нарушением речи носит комплексный характер. Одной из его сторон является логопедическое сопровождение, которое имеет ряд направлений работы: непосредственное взаимодействие с воспитанниками, работа с педагогами и консультативная деятельность с родителями (законными представителями) детей. Включение родителей в совместный процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает эффективность.
Для ребенка семья – первоначальный источник не только его основных жизненных потребностей (питание, здоровье, безопасность, но и источник знаний, образца поведения, моральных устоев и, конечно же, правильной и грамотной речи.
Максимальное включение семьи в коррекционную деятельность поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребенком, что положительно скажется на эффективности коррекционной работы. Успех коррекционной работы во многом определяется просвещением родителей о речевом нарушении их ребенка, о методах и способах коррекции, о процессе логопедической помощи.
Существуют две основные формы взаимодействия семьи и специалиста : традиционная и нетрадиционная (современная) форма.
Традиционная включает:
- коллективные (родительские собрания, консультации, семинары);
- наглядно-информационные средства (аудио-, видеозаписи логопедических занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки).
К нетрадиционным (современным) формам относятся;
- информационно-аналитические (сбор информации о семье ребенка);
- досуговые (организация совместной досуговой деятельности в процессе логопедического сопровождения, совместных занятий, мастер-классов);
- познавательные (беседы о речевых нарушениях и их коррекции, об особенностях развития речи детей, формирование у родителей практических навыков коррекционной деятельности);
- наглядно информационные: обогащение знаний о методах и способах всестороннего воспитания и обучения детей.
Необходимо прорабатывать стратегию внедрения семьи в коррекционный процесс так, чтобы всем участникам было максимально комфортно и интересно.
Благодаря семейному воспитанию ребенок формируется как полноценная личность.
Литература:
1. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. – Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1.
2. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М. : Вако, 2018.