яна косарева
Программа «Волшебный песочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка, быть здоровым, эмоционально благополучным.
Публикация «Программа „Волшебный песочек“» размещена в разделах
2 Цели и задачи:
Цель: развитие связной речи, эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Задачами программы являются :
1) Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
2) Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
3) Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
4) Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Структура и формат занятий
Программа разработана на 1 год, для работы с детьми старших групп. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.
Структура занятий
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседы о том, что было на занятии.
Ожидаемые результаты.
Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.) ;
• Повышение тактильно-кинетическую чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Оборудование для песочной терапии :
Водонепроницаемый деревянный ящик, кварцевый песок, лопатки
Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса, камешки, бусинки, пуговки, кисточки, набор мелкой посуды, палочки.
Календарно-тематический план для детей старших групп
1 занятие
Цель: знакомство детей с правилами поведения в песочнице, развивать сплоченность детей, развивать навыки общения детей.
приветствие «Ладошки»
упражнение «Здравствуй, песок»
игра «Интервью»
2 занятие
Цель: развивать доброжелательность детей, учить детей управлять вдохом и выдохом, учить детей снимать напряженность, учить детей общаться.
приветствие «Чуткие руки»
Упражнение «Песочный ветер»
игра «Дракон кусает свой хвост»
3 занятие Цель: учить детей говорить приятное друг другу, регуляция мышечного напряжения, расслабления, учить детей снимать внутреннее напряжение.
Приветствие «Липучки»
упражнение «Песочный дождь»
игра «Сказка Репка»
4 занятие Цель: учит детей устанавливать тактильный контакт, развитие тактильной чувствительности, воображения, учить создавать позитивное настроение детей.
приветствие: «Радуга»
упражнение «Необыкновенные следы»
игра «Настроение»
5 занятие Цель: развитие сплоченности детей, зрительного и тактильного восприятия, учить ребенка справляться с грустью.
приветствие: «Солнечные лучики»
упражнение «Отпечатки»
игра «Подари улыбку»
6 занятие Цель: Развивать наблюдательность детей, учить детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности, создание позитивного настроения детей.
приветствие: «Радость»
упражнение «Дорожки из песка»
игра «Представь себя»
7 занятие Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка, развитие чувства доверия друг к другу.
приветствие: «Радуга»
упражнение «Печем куличики»
игра «Ласковое имя»
8 занятие Цель: знакомство с чувством злость и как его преодолевать, развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей, учить детей адекватно выражать свои эмоции.
приветствие: «Злость»
упражнение «Хлоп и шлеп»
игра «Рисунок»
9 занятие Цель: развивать наблюдательность детей, учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение, учить выражать свое эмоциональное состояние.
приветствие: «Радость»
упражнение «Узоры на песке»
игра «Сочинение сказки»
10 занятие Цель: развивать сплоченность детей, развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе, учить детей выплескивать гнев,развивать дружеские отношения. приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Мы едем в гости»
игра «Обзывалки»
11 занятие Цель: развивать воображение детей, познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию, формировать позитивные и моральные представления об отношениях.
приветствие «Ладошки»
упражнение «Мир из песка»
игра «Взаимоотношения»
12 занятие
Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, концентрировать внимание, развивать воображение детей.
приветствие «Радуга»
упражнение «Что изменилось?»
игра «Жужжа»
13 занятие
Цель: развивать доброжелательность детей, тактильные ощущения, развивать умение действовать по инструкции, помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия
приветствие «Чуткие ручки»
упражнение «Путешествие по песочной стране
игра «Доброе животное»
14 занятие Цель: продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад
приветствие «Радуга»
упражнение «Песочный садик»
игра «Глаза в глаза»
15 занятие Цель: учить детей говорить друг другу приятное, стимулировать внимание, учить детей снимать негативное настроение, развивать моторику рук, развивать речь
приветствие «Снежный ком»
упражнение «Секреты мокрого и сухого песка»
игра «Тух,тух»
16 занятие Цель: развивать доброжелательность детей, учить строить из песка, задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях, развивать речь, воображение. приветствие «Чуткие ручки»
упражнение «Мы строим,строим»
- игра «Зайчики»
17 занятие Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику
приветствие «Радуга»
упражнение «Забавные отпечатки»
игра «Попроси игрушку»
18 занятие Цель: развивать наблюдательность детей, мелкую моторику рук, внимание, учить детей снимать напряжение, злость.
приветствие «Радость»
упражнение «Песочное царство»
игра «Два барана»
19 занятие Цель: учить детей быть внимательными друг к другу, быть уверенными в себе, не бояться страхов, развивать тактильную чувствительность, слуховую память
приветствие «Злюка»
упражнение «Лесные жители»
игра «Кораблик»
20 занятие Цель: учить детей говорить друг другу приятное, снимать эмоциональное напряжение, развивать внимание
развивать воображение, мелкую моторику рук.
приветствие «Снежный ком»
упражнение «Спрячь игрушки»
игра «Найди свою пару»
21 занятие Цель: учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки, развивать внимание, наблюдательность, память
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Что пропало?»
игра «Другое животное»
22 занятие Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев, развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке»
приветствие «Радость»
упражнение «Мы играем»
игра «Маленькое приведение»
23 занятие Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию, развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения
приветствие «Злюка»
упражнение «Машинки»
игра «Комплимент»
24 занятие Цель: развиваем тактильное и зрительное восприятие, учить создавать позитивное настроение
приветствие «Снежный ком»
упражнение «По тропинкам, по дорожкам»
игра «Бутон»
25 занятие Цель: учить устанавливать тактильный контакт, развивать воображение, логическое мышление, фантазию, развивать эмоционально – выразительные движения рук.
приветствие «Радуга»
упражнение «Игра с игрушками»
игра «Дружная семья»
26 занятие Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу, учить детей снимать психомышечное напряжение, развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.
приветствие «Злюка»
упражнение «Песочная аппликация»
игра «Волшебный сон»
27 занятие Цель: развивать наблюдательность детей, развивать самосознание детей
приветствие «Радость»
упражнение «Веселые науки»
игра «Я радуюсь, когда…»
28 занятие Цель: учить говорить друг другу добрые слова, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества, развивать воображение, логическое мышление, фантазию.
приветствие «Снежный ком»
упражнение «Детские секретики»
игра «Гусеница»
30 занятие Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт развивать доброжелательность детей, развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость
приветствие «Чуткие ручки»
упражнение «Подуй»
игра «Театр прикосновений»
31 занятие Цель: развивать доброжелательность детей, умение представлять предметы по их словесному описанию.
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
игра «Кого не стало»
32 занятие Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать выдержку, коммуникативные навыки, развивать воображение, творческое мышление
приветствие «Радуга»
упражнение «Город фантазий»
игра «Дождь»
33 занятие Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке, учить детей развивать самосознание
приветствие «Радость»
упражнение «Звери на дорожках»
игра «Найди себе пару»
34 занятие Цель: развивать доброжелательность детей, упражнять детей в ориентировке на «песочном листке», развивать психомышечную тренировку
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Волшебный клад»
игра «Солнышко и тучка»
35 занятие Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу, развивать тактильную чувствительность, воображения, учить детей создавать позитивное настроение
приветствие «Злюка»
упражнение «Идут медвежата»
игра «Бутон»
36 занятие Цель: развивать доброжелательность детей, учить детей устанавливать закономерности, учить детей снимать напряжение
приветствие «Чуткие ручки»
упражнение «Зигзаги»
игра «Два барана»
37 занятие Цель: учить детей говорить друг другу ласковые слова
- Цель: учить регулировать мышечное напряжение, расслабление
- Цель: учить детей быть сдержанными, отзывчивыми приветствие «Снежный ком»
упражнение «Песочный денек»
игра «Радуга»
38 занятие Цель: развивать наблюдательность детей, развивать тактильную чувствительность, воображение, учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов
приветствие «Радость»
упражнение «Ползут змейки»
игра «Кораблик»
39 занятие Цель: учить детей внимательными друг к другу, учить детей снимать мышечное напряжение, развивать и расширять представления детей
приветствие «Злюка»
упражнение «Мы создаем мир»
игра «Тух, тух»
40 занятие Цель: учить детей говорить друг другу комплименты, развивать пространственные представления, ориентировка на «песочном листке»
приветствие «Снежный ком»
упражнение «Мы едем в гости»
игра «Найди себе пару»
41 занятие Цель: развивать доброжелательность детей, развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные навыки
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Песочные прятки»
игра «Дождь»
42 занятие Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу, упражнять детей в ориентировке на «песочном листке», развивать психомышечную тренировку. приветствие «Злюка»
упражнение «Волшебный клад»
игра «Солнышко и тучка»
43 занятие Цель: развивать наблюдательность детей, развивать воображение,логическое мышление, фантазию, развивать эмоционально – выразительные движения рук.
приветствие «Радость»
упражнение «Игра с игрушками»
игра «Дружная семья»
44 занятие Цель: развивать сплоченность детей, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки.
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Что пропало?»
игра «Другое животное»
45 занятие Цель: учить детей снимать напряжение, злость, развивать мелкую моторику рук, внимание
приветствие «Радость»
упражнение «Песочное царство»
игра «Два барана»
46 занятие Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию, развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Машинки»
игра «Комплимент»
47 занятие Цель :развивать доброжелательность детей, развивать выдержку, коммуникативные навыки
приветствие «Чуткие ручки»
упражнение «Город фантазий»
игра «Дождь»
48 занятие Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях, строить из песка, развивать речь, воображение
приветствие «Чуткие ручки»
упражнение «Мы строим,строим»
игра «Зайчики»
49 занятие Цель: учить детей говорить приятное друг другу, снимать внутреннее напряжение
приветствие «Снежный ком»
упражнение «Песочный дождь»
игра «Сказка Репка»
50 занятие Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развитие чувства доверия друг к другу, развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка
приветствие: «Радуга»
упражнение «Печем куличики»
игра «Ласковое имя»
51 занятие Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию, развивать доброжелательность детей
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
игра «Кого не стало»
52 занятие Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке, развивать наблюдательность детей.
приветствие «Радость»
упражнение «Звери на дорожках»
игра «Найди себе пару»
53 занятие Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию, развивать доброжелательность детей.
приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
игра «Кого не стало»
54 занятие Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения, развивать сплоченность детей. приветствие «Солнечные лучики»
упражнение «Мы едем в гости»
игра «Обзывалки»
55 занятие Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях, познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию.
приветствие «Ладошки»
упражнение «Мир из песка»
игра «Взаимоотношения»
56 занятие Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт, развивать доброжелательность детей, развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость
приветствие «Чуткие ручки»
упражнение «Подуй»
игра «Театр прикосновений»