Приложение МААМ

Конспект занятия «Слоговая структура слова»

Наталья Лисова
Конспект занятия «Слоговая структура слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема выступления :«Психологические, психофизические, нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова»

Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой

тематики, способствуют уточнению и конкретизации предпосылок, определя-

ющих усвоение слоговой структуры слова. Анализ литературных источников

свидетельствует о том, что существенное значение для восприятия и прогова-

ривания лексических единиц различной слоговой сложности имеют следующие

Публикация «Конспект занятия „Слоговая структура слова“» размещена в разделах

процессы: оптико-про­странственная ориентация, возможности темпо- ритми-

ческой организации серийных движений и действий. Рассмотрение простран-

ственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой

структуры слова обосновано исследованиями в области философии, психоло-

гии, нейропсихологии и др. Философские трактовки таких категорий, как время и

пространство сводятся к представлению. Психофизиологические функции,

связанные с положительными эмоциями, предполагают наличие высокой

степени ритмичности. Эта психофизиологическая закономерность лежит в основе

интуитивного выбора того или иного ритма устного высказывания. Пространство

и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа

существования любого явления, протекания любого процесса, как средство его

гармонии. Недостаточность пространственных представлений непосредственно

проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов

слова. Современные данные нейропсихологической науки говорят о простран-

ственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совоку-

пность высших психиче­ских процессов у ребенка - письмо, чтение, счет и др.

Любая высшая психическая функция представляет собой сложную сознательную

форму психической деятельности и обладает динамическими характеристиками.

о них как индикато­ре понимания человеком целостности картины Вселенной.

ледования предпосылок усвоения слоговой структуры слова»

Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том,

что не существует единой мозговой организации серийных движений,

а есть динамические функциональные системы, меняющиеся в

зависимости от сложности и контекста серийного движения.

Динамические характеристики психических процессов являются общими неспецифическими характеристиками. Они могут проявляться

при выполнении любого вида дея­тельности.

Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельности: регуляторный и энергетический. К первому относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. Ко второму - процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями, как скорость, длительность, равномерностьпродуктив-

ность. Нейропсихологические исследования последних лет показывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательная реализация вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов.

«Для произнесения слов требуется хорошо упроченная серийная организация последовательных артикуляций с хорошей денервацией предшествующих движений и плавным переключением на последующие. при достаточно пластичном изменении артикуляции того или иного звука».

К. В. Тарасова указывает на то, что сенсомоторная суб­станция, называемая «чувством ритма», формируется в онто­генезе не сразу, а покомпонентно. Первой появляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуковых сигналов, что соотносится в онтогенезе со вторым-третьим годами жизни ребенка.

Следующей появляется спо­собность к восприятию-воспроизведению

соотношения акцентированных и неакцентированных звуков (четвертый год

жизни ребенка).Последней появляется способность к восприятию-воспроизве-

дению непосредственно ритмического рисунка (конец четвертого года –

начало пятого года жизни. Анализ литературы свидетельствует о том,

что у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

выявляется определенный уровень сформированности сложных серийных

параметров движений и действий (динамического и ритмического).

Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой

структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно,

определенным уровнем сформированности оптико-пространственной

ориентации, возможностей динамической и ритмической организации

движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке

информации. Изучение особенностей оптико-пространственной ориента-

ции,сложных параметров движений и действий (динамического и ритмиче-

ского, способности к серийно-последовательной обработке информации

позволит определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой

структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Методика обследования слоговой структуры слова включает четыре серии заданий.

Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявлении особенностей слогового

оформления слов разной степени сложности (изолированно и вминимального контекста).

Вторая— включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических

и структуных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).

Третья- включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров

двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серий­ных движений).

Четвертая серия состоит из комплексов заданий, на­правленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато -пространственной и ориента­ции в трехмерном и двухмерном. Задания на определение длины слова или слоговой цепочки.

Предлагаются с целью выявления наличия/отсутствия чувствительности к просодическим и ритмическим характеристикам языковой единицы.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Учебно-игровое пособие «Слоговая пирамида для звука «Л» Цели: • Автоматизация звука «Л» в словах, словосочетаниях. • Развитие мышления. Задачи: 1. Образовательные: • Учить детей правильно проговаривать.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Конспект занятия «Вежливые слова» Занятие в средней группе на тему: «Волшебные слова» Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия «Волшебные слова» ГКУСО МО «Балашихинский Реабилитационный Центр «Росинка» Конспект занятия на тему: «Волшебные слова» Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по немецкому языку «Качества и свойства. Слова большой, маленький» Цели: -активизация речевых образцов: «Ist das Mieze? Ja, das ist Mieze. Nein, das ist Bello. Ich bin Mieze. Was macht Mieze? Wie ist Mize?”.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Конспект занятия по основам грамоты «Звуковой анализ слова «Жук-жуки» .

Структура логоритмического занятия Организационный этап: Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Автоматизация звука [л] в начале слова» Цель: Автоматизировать звук Л в слогах, в начале слова. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1:Закрепить произнесение звука Л в прямых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Слоговая структура слова»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 23:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Слоговая структура слова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лисова (УИ 1481526) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД