Наталья Кортусова
Проект «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Формирование представления о соли, путем наблюдений и экспериментирования.
Для детей:
изучить исторические сведения о соли;
узнать о значении соли в жизни человека;
познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении опытов;
провести опыты с солью;
проанализировать полученные результаты.
Для педагога:
Способствовать познавательно - исследовательской активности детей.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Публикация «Проект „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель
Этапы реализации проекта :
1-й этап - подготовительный этап:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?».
Разработка проекта. Определение актуальности, цели и задач проекта.
Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.
2-й этап – основной этап:
Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.
Сбор образцов соли (морская, каменная, поваренная)
Знакомство с загадками, пословицами и поговорками про соль
Опытно-экспериментальная деятельность.
3-й этап - заключительный этап:
обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;
презентация проекта.
Мероприятия по реализации проекта
Познавательно- речевое развитие
1. Беседа:
История возникновения соли»
«Что такое соль и для чего она нужна?»
2. Тематические занятия:
Тема: «Волшебница соль».
3. Экспериментальная деятельность
Опыты:
«Соль не имеет запаха, на вкус - соленая»;
«Соль – это кристаллы»;
«Плавающее яйцо»;
«Выращивание кристаллов»
«Опыт с кубиками льда»
«Соль – чистящее средство».
3. Чтение познавательной, художественной, научной и методической литературы.
Художественно-эстетическое развитие
Мастер класс
«Радужная соль».
Заключение : В ходе исследовательской работы изучая исторические факты, дети выяснили много интересного о соли: насколько ценным был этот минерал (даже ценнее золота, на который мы сегодня почти не обращаем внимания; узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели несколько интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивание кристаллов. Красили соль гуашью и декорировали ими баночки. Благодаря выполненной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная!
Познавательно-исследовательская деятельность
Конспект занятия для детей подготовительной группы.
Тема: «Волшебница соль».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
• изучить исторические сведения о соли;
• узнать о значении соли в жизни человека;
• познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении опытов;
• провести опыты с солью;
• проанализировать полученные результаты.
Материалы и оборудование: соль, ложки, блюдца, стеклянные баночки, сырые яйца, стаканы с водой (горячая, холодная, кубики льда, мяч.
Ход занятия:
1 часть
Воспитатель загадывает загадку про соль.
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это (СОЛЬ)
(Дети отгадывают загадку).
2 часть
«Путешествие в прошлое»
Воспитатель рассказывает интересные факты из истории происхождения соли.
Происхождение слова соль связано с Солнцем : старинное славянское название Солнца – Солонь.
«Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Много-много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре, к неудаче.
8 тысяч лет люди используют соль в пище. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка). Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни.
(Дети слушают, обсуждают материал, беседуют с воспитателем).
З часть
Воспитатель: Давайте с вами вспомним пословицы о соли.
(Дети рассказывают пословицы о соли, объясняют значение одной пословицы на выбор)
Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба - худа беседа.
Соли не жалей, так и есть веселей.
5 часть
Физминутка
Давайте поиграем в игру «Море волнуется…».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура в виде акулы замри (1)
Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)
Морская фигура в виде медузы замри (3)
Отдохнули?
6 часть
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию «Любознайка». А чтобы в неё попасть нужно вспомнить правила работы в лаборатории.
(Дети вспоминают и проговаривают правила поведения в лаборатории).
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.
Опыт №1
В стакан с водой насыпали ложку соли и перемешали. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Попробовали воду на вкус. Она стала соленой.
Соль используется при приготовлении пищи для улучшения вкусовых качеств.
Опыт №2
Соль в воде разной температуры.
Мы взяли по одному стакану холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
Опыт №3
Водоплавающее яйцо.
А теперь проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!
Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть
Опыт №4
Соль - чистящее средство.
Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Опыт №5
Кубики льда.
В одну тарелку налили обычную воду. А в другую соленую, затем положили в них кубики льда. Что же будет дальше?
Как видно, в несоленой воде кубики льда через 30 секунд остались почти в прежнем состоянии.
Вывод: соль в воде затрудняет процесс замерзания.
7 часть
Выращивание кристаллов
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились несколько банок с соленой водой, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в банку и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
8 часть
Мастер – класс Радуга в банке
Для этой поделки нам понадобились соль, стеклянная банка, гуашь цветная. Мы смешали каждый цвет с солью.
9 часть
Игра «Что мы знаем о соли» (для закрепления материала).
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
-Можно ли сказать про соль, что она – волшебница? Почему? (Ответы детей) Что мы делали с солью? Что вы нового узнали? Действительно, соль растворяется в воде, удерживает предметы, окрашивается в разные цвета, с помощью соли можно делать разные поделки. Поэтому соль - волшебница!