Юлия Лавриненко
Волонтёрское движение «Сохрани природу — сортируя мусор». Мастер-класс для родителей, педагогов и дошкольников
▼ Скачать
Волонтёрское движение «Сохрани природу - сортируя мусор».
Мастер – класс для родителей, педагогов и
детей дошкольного возраста.
Составитель: воспитатель Лавриненко Ю. А.
МБДОУ №89 «Крепыш» г. Сургут 2022-2023 учебный год
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Публикация «Волонтёрское движение „Сохрани природу — сортируя мусор“, Мастер-класс для родителей, педагогов и дошкольников» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Родительские собрания в детском саду
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Аннотация. В статье рассматривается проблема социализации детей, одной из составляющих которого являются социально-экологические знания, опыт, направленные на экологическое развитие личности и формирование культуры. Автор раскрывает экологическую личность, рассматривает процесс социализации в контексте устойчивого развития общества и определяет формирование экоцентрического сознания в процессе социализации.
Ключевые слова: социализация, экологическая личность, устойчивое развитие, экоцентрическое сознание, экологическая культура.
Проблема взаимодействия общества и природы – одна из основополагающих в истории развития человеческой цивилизации. Уровень производственной деятельности человека поставил под угрозу разрушение среды его обитания, а также основополагающих традиционных форм, влияющих на процесс социализации подрастающего поколения, а именно общественной морали, семьи, взаимоотношения поколений.
Сегодня главным условием жизнеспособности страны является человеческий фактор. Совершенствование человека как личности, его интеллект, гуманизм, нравственность выступают важнейшими компонентами в системе современного человекознания. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. Само собой, такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новый системный подход образования человека, учитывающий социальный опыт прошлого, включающий в себя современные социально-экологические знания, жизненный опыт, накапливающийся у каждого человека в процессе социализации [1].
Личный экологический опыт как совокупность состоявшихся экологически значимых, эмоционально-насыщенных взаимодействий ребенка с окружающим миром, запечатлевшимся в его памяти и трансформирующимся в мотивационную сферу, влияет на воспитание гуманистической направленности личности учащихся [6, c.16].
Социализация – это процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений, целью которой является формирование социально
активной личности; «обеспечения прочности, сохранения общества и передачи культуры между поколениями» [5].
Анализ исследований ряда авторов (А. В. Гагарин, Л. В. Моисеева, А. А. Ниязова, С. Д. Дерябо и др., показал, что в систему социальных ценностей включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества. В связи с чем расширяется сфера социального мира и делается заявка на преодоление антропоцентризма [2].
Любая общественная историческая формация имеет свою культуру, которая сама создает своего творца посредством усвоения им традиций, всех прошлых достижений. Поэтому процесс социализации детей направлен не только на принятие опыта прошлого, но и на формирование, накопление собственного социального опыта, направленного на позитивное и ответственное отношение к социопродной среде.
Итак, культура выступает как способ адаптации и организации жизнедеятельности детей в процессе их социализации, является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. Основанием такого единения культур могут служить экогуманистические ценности и идеалы в условиях устойчивого развития общества [3].
В решение данной задачи ключевая роль отводится системе образования, так целенаправленное воспитание детей в первую очередь определяется как задача образовательных организаций.
Приобщение к социально-экологическим знаниям детей – обязательное условие новой системы образования, так как нужно, прежде всего, необходимо детям знать, что делать и как вести себя в новых условиях. Однако, этого недостаточно, так как преобразованием должна быть охвачена вся эмоциональная сфера детей вплоть до формирования у него высокого чувства ответственности перед природой и теми последующими поколениями, которые придут ему на смену и которым он должен оставить Землю в пригодном для жизни состоянии.
экологическая умеренность – брать у природы ровно столько, сколько тебе нужно, и не больше; экологическая активность – воздействовать на других людей и общество с целью предотвращения возможных отрицательных последствий их деятельности на мир природы.
В процессе социализации человека ценности на каждом возрастном этапе могут меняться. Поэтому в числе ценностей человека можно определить: Знания, Семья, Работа, Природа.
Социальная организация, а именно человеческое сообщество в целом признается коллективной адаптацией популяции к среде. Сочетание природного и социального и определяют так называемую жизненную среду.
Поэтому основным показателем качества жизненной среды, а значит и процесса социализации выступает характер экологической ситуации.
Разумеется, знание экологической ситуации еще не означает ее разрешения. Но оно необходимо для принятия грамотных программ федерального и регионального уровней, направленных на снижение опасных тенденций. Однако социальный опыт последних лет показывает, что без борьбы самого населения за чистый воздух, воду и почву власти любых уровней не принимают соответствующих решений, а если они и принимаются, то чаще всего лишь декларативно. Давайте начнём с малого с самих себя.
Истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания ставят перед всем человечеством дилемму – либо пассивно продолжать действовать по прежнему «алгоритму» отношения к природе, либо изменить его к ней.
Экоцентрическое отношение к природе является вызовом времени, творческий ответ на него заключается, прежде всего, в формировании экологической культуры, то есть знании, морально-правовой системы, навыков позитивного взаимодействия детей с природой. Экологической культурой должны овладеть все – от рядового гражданина до самых верхних этажей власти, принимающих решение в этой сфере.
При этом необходимо в процесс социализации соблюдать два принципа:
1) культ жизни человека, являющегося не господином, а органической частью природы. Ценность жизни внутренне связана с ценностью всей природы - это взаиморазвивающиеся значимости;
2) защита человека от него самого, от его хищнического отношения к природе.
Итак, одним из эффективных путей формирования экологической культуры детей, способных принимать решения в экологической сфере и проявлять ответственность является непосредственное их взаимодействие с социоприродной средой. Поэтому социализация детей в этих условиях должна носить целенаправленный характер с включением возможностей формального и неформального образования.
Список литературы: 1. Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве /М. И. Васильева. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 280с. 2. Гагарин А. В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование /А. В. Гагарин. – М. : Изд-во РУДН, 2011. – 160 с.
3. Краснов Е. В., Кривошеев В. В. Социальная экология: от науки к реальности /Е. В. Краснов, В. В. Кривошеев //Социс. – 2007. - № 7. – С. 93-96. 4. Минюшев Ф. И. Социальная антропология /Ф. И. Минюшев. – 2004. – 288 с.
5. Мудрик А. В. Социализация человека /А. В. Мудрик – М., 2006. – 304с.
6. Ниязова А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования. Автореф. дисс. …канд. пед. наук:13.00.01 /А. А. Ниязова. – Екатеринбург, 2003. – 18 с. 7. Ниязова А. А., Садыкова Э. Ф., Гибадуллина Ю. М. Экологический подход в системе психолого-педагогического образования /А. А. Ниязова, Э. Ф. Садыкова, Ю. М. Гибадуллина //Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-9. - С. 261-265; URL