Елена Прокопец
Консультация «Волонтерство и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Велика разница между дружеским
советом и дружески протянутой рукой»
Из польского журнала «Пшекруй»
В толковом словаре С. И. Ожегова говорится: «Волонтер – то же, что доброволец». То есть добровольный помощник, то есть по доброй воле. Это человек, который без оплаты и благодарностей работает в домах престарелых и интернатах, в детских домах, приютах, ухаживает за больными людьми и животными, помогает по хозяйству пожилым людям, учит детей, помогает в сборе средств, работает на олимпиадах и чемпионатах, и много еще чего делает – вот чем занят волонтер. И их много, очень много таких замечательных людей.
Публикация «Консультация „Волонтерство и дети“» размещена в разделах
Какие же они – волонтеры? Добрые, бескорыстные, активные, честные, инициативные, отзывчивые, любознательные. Дошкольники из группы «Звездочка» детского сада «Здоровый ребенок» г. Таганрога хотят быть на них похожими. Наши ребята, страдающие заиканием, проходят курс социореабилитации по системе семейной групповой логопсихотерапии. Многие из них обладают тонкой душевной организацией – ранимы, эмоциональны, тревожны и впечатлительны. И, тем не менее, нам надо воспитать у них определенные нравственные качества, позволяющие равноправно общаться в социуме.
В системе дошкольного образования, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, предусмотрено социально-личностное направление, иначе образовательная область. Несмотря на то, что данная область является одним из компонентов образования дошкольников, она пронизывает все сферы их жизнедеятельности: быть, игру, труд, обучение, межличностное общение. Взаимодействуя друг с другом на занятиях, в играх, в общении со сверстниками, дети учатся учитывать интересы не только свои, но и других людей. Усваивают нормы и правила поведения в обществе, а вместе с ними и положительное отношение к окружающему миру, в том числе к миру людей. В играх-драматизациях дошкольники учатся быть терпеливыми, дружелюбными, внимательными к себе и друг другу. В беседах рассуждают о своих действиях, поступках и их последствиях, что является подготовкой к пониманию таких важных вопросов, как собственная свобода и ответственность за свои действия, уважительное отношение к старшему поколению и к сверстникам. И, конечно, чрезвычайно важно, чтобы опыт полученных знаний ребята могли воплотить в жизнь в различных видах деятельности.
В нашей группе, исходя из существующей речевой проблемы (логоневроз, особое место в коррекционной работе занимает сказкотерапия – работа с эмоциональными состояниями дошкольников посредством сказки. Через проживание сюжета сказки, через отождествление себя с образом любимого сказочного героя ребенок учится быть смелым, решительным, сдержанным, не бояться и не тревожиться по поводу различных жизненных ситуаций. Кроме того, в большинстве сказок представлены общечеловеческие ценности: любовь и дружба, забота и доброта, милосердие и взаимопомощь. Все эти ценности так или иначе проявляются в волонтерской деятельности взрослых. Поэтому с помощью проигрывания сказок дети приобщаются к тем поступкам, которые помогут им впоследствии стать волонтерами. Обретение нравственных качеств в дошкольном возрасте позволит детям в будущем вырасти социально компетентной личностью.
Сказки помогают познать и осмыслить мир взаимовыручки и взаимоподдержки, мир любви и добра. Это любимые сказки Г. Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Русалочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Это сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» и Е. Л. Шварца «Золушка, повесть А. Волкова «Волшебник изумрудного города», «Приключения Чипполино» Дж. Родари, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого.
Наши ребята еще дети, нескоро смогут они стать настоящими волонтерами. Им пока недоступен такой интересный мир взрослой помощи. Но огромный мир бескорыстной помощи открывается перед дошкольниками благодаря окружающим взрослым. Нужно только дать им почувствовать, что и они могут быть кому-то нужны в ту или иную минуту.
Проигрывая добрые и «героические» поступки сказочных героев, наблюдая за нравственным поведением педагогов и родителей, дети пытаются и пробуют вести себя как взрослые. И если предоставить им самостоятельность, оказывается, они могут работать для других, ухаживать, помогать, учить младших. Они могут, собираясь на прогулку, завязать шнурки младшему другу, протянуть руку девочке на ступенях крыльца, застегнуть куртку соседу по шкафчику или подвернуть рукава и открыть кран с горячей водой при мытье рук. А еще они могут не смеяться над запинками в речи ребенка, которому сложно говорить, а поддержать и подбодрить его.
Всё это они могут. Они молодцы! Они уже маленькие волонтеры-добровольцы. Но чтобы наши ребята всё это делали, их нужно учить. И мы учим. Беседуем. Напоминаем. Своим примером показываем, как и когда нужно помочь, откликнуться, отозваться.
И тогда нам не всегда надо ходить в гости к малышам с постановкой сказки. Малыши в разновозрастной группе есть свои – тут рядом: старшие показывают, а младшим интересно и радостно.
У наших детей нет возможности ходить в дом престарелых, но пожилые люди есть в каждой семье, и мы учим уважать бабушек и дедушек, пожилых соседей, учим ценить их, благодарить, заботиться.
Нам не обязательно ходить в зоопарк, чтобы позаботиться о животных, мы можем это сделать дома или в детском саду – покормить птиц, сделать для них кормушки зимой, поделиться кусочком вкусной булки с собакой.
У наших ребят еще нет денежных средств, чтобы внести их на счет нуждающихся. Но у них есть альбомы, краски, карандаши и желание подарить рисунки ветеранам ко Дню Победы.
Вот так постепенно наши дети приобщаются к социально значимой деятельности – деятельности на благо других.
Отличительным знаком волонтерства считается раскрытая ладонью поднятая рука. Наши дети пока не поднимают раскрытую руку вверх – они протягивают её тому, кто нуждается в этой руке.
Малыши учатся заботиться о животных.
Готовимся поздравлять ветеранов ВОВ.
Старшие ребята напоминают младшим о соблюдении правил дорожного движения.