Татьяна Соколова
Консультация «Леворукие дети — кто они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Леворукие дети-кто они?
Многие родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе?
Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя?
Леворукие дети-это примерно каждый седьмой, появившийся на свет малыш. В этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – это генетически здоровые люди.
Причину появления леворуких малышей пока не установили. Среди подтвержденных факторов леворукости выделяют три:
1. До рождения: генетический фактор, это значит, что уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
Публикация «Консультация „Леворукие дети — кто они?“» размещена в разделах
2. При рождении: травматический фактор.
3. После рождения: фактор среды. Это может быть подражание, переученность, травмы правой руки и как следствие - вынужденность.
Существуют такие понятия как:
• Истинное левшество – это результат генетического фактора. То есть у ребёнка интенсивнее работает вся левая половина тела. Левшество как результат травмы – вынужденное. У настоящих левшей преобладает творческая деятельность, хорошо развита фантазия и интуиция.
• Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши.
Как определить левша или правша ваш ребенок?
Это становится ясным примерно к трём годам. Что в этой ситуации может сделать родитель? Конечно же, внимательно понаблюдать: какой рукой ребёнок манипулирует предметами, собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы, держит столовый прибор, чистит зубы, откручивает крышечки, рисует и пишет. Можно отметить какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы. Усидчивость формируется с затруднениями, каждый урок дается малышу с усилием. Речь формируется медленнее и более прерывисто. Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение. Математические способности намного выше. Способы решения задач незаурядны. Хороший слух, близкий к абсолютному. Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше. Эмоциональность развивается активнее. Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?» То, что легко для правшей, трудно для леворуких деток.
Но, если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка. Нельзя это делать!
А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими. Таких людей называют амбидекстрами.
Важно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается с трудом. Дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.
В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций: предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе. Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки. Чтобы не навредить становлению личности, родители и педагоги должны избегать указаний на леворукость; упреков в ленивости и медлительности; выражения гнева; крика, замечаний, наказаний, нотаций. В детском саду педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать. На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света. Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать. Предпочтительна рассадка на левую сторону.
Не стремитесь считать ребёнка особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Надо дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его; помогать упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей; вовремя поощрять, не предъявляя высоких требований; организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии; оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие. Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, например, Бетховена, Баха, Эйнштейна.
Праздник – «День левшей» – отмечают 13 августа. Воспитывать леворукого малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.
Несмотря на право- или леворукость ваших детей, самое главное правило в воспитании – это, конечно, же безмерная любовь!