Татьяна Соснина
Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции и формирования нравственных чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции
и формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста
В современное время весь мир переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей зачастую искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20-30 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, все это негативно отражается на социализации современных детей.
Публикация «Волонтерское движение как средство развития гражданской позиции и формирования нравственных чувств дошкольников» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Меня, как педагога, заинтересовало волонтерское движение как одна из активных форм общения среди детей. Среди взрослых и подростков движение широко распространено, а в дошкольном возрасте начинает зарождаться.
В своей старшей группе я организовала волонтёрское движение. Волонтёрство, как технология эффективной социализации, направлено на развитие гражданской позиции, формирование нравственных качеств дошкольников, поддерживает самостоятельность и инициативу детей.
Как технология эффективной социализации, волонтёрское движение направлено на создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей, - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Цель моей работы: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
- формировать представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать активную гражданскую позицию детей через участие в волонтерском движении;
- развивать духовно-нравственные качества детей - умение оказывать помощь тем, кто нуждается;
- развивать навыки общения детей;
- воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.
Свою работу по организации волонтерского движения в детском саду я условно разделила на 4 этапа:
1 этап - «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, познавательных презенатций о волонтреском движении и др.).
2 этап – «Формирование волонтёрского движения» (разработка эмблемы, вовлечение детей в волонтерскую деятельность).
3 этап - «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (помощь малышам - совместная игровая деятельность, показ настольного театра, помощь в режимных моментах и др.).
4 этап - «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».
Работа на 1 этапе (организационный) предполагала знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение». Задачей первого этапа являлось мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение : «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Где живёт доброта?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Мы – помощники малышей» и др.
В беседе «Мы – помощники малышей» я предлагала детям ответить на вопросы: «В какой помощи могут нуждаться маленькие дети?», «Чему старшие дети могут научить малышей?», «В какие игры можно поиграть с малышами?».
Были просмотрены мультипликационные фильмы по знакомым произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка»; В. Сутеев «Под грибом» и др.
Дети познакомились с художественными произведениями русской и зарубежной классики: В. Осеева: «Просто старушка», «Сыновья», «Волшебное слово»; Э. Успенский: «Крокодил Гена и его друзья»; сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»; С. Маршак – «Ежели вы вежливы»; - Х. К. Андерсен «Девочка со спичками», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и др.
Из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась команда.
На втором этапе - детям вместе с родителями (законными представителями) я предложила разработать эмблему, девиз.
В рамках волонтерского движения дети старшего дошкольного возраста приходили к малышам, чтобы сделать доброе дело ( играли в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участвовали в праздниках и развлечениях, помогали собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться и т. д.).
После посещения младших групп, дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
По итогам волонтерского движения в конце каждого дня подводятся итоги в «Календаре добрых дел» - информационном стенде, в котором фиксируются и прослеживаются «добрые дела» воспитанников.
4 этап – проведение акций и мероприятий. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями) участвовали в различных акциях:
- «Кормушка для пичужки» - экологическая акция проводилась с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями, изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники подготовительной группы следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.
- «Поможем братьям нашим меньшим» - дети-волонтеры вместе с родителями (законными представителями) приносили корм для животных приюта.
- «Сказка для малышей» - дети-волонтеры подготовили для малышей театральную постановку сказки «Три медведя». С каким интересом смотрели сказку малыши! А старшим ребятам очень понравилось быть в роли артистов, и показ кукольных спектаклей для малышей стал нашей традицией.
- «Час веселых игр» - дети-волонтеры играют с малышами в подвижные игры («У медведя во бору», «Паровозик», «Пузырь», «Зайка беленький сидит» и др.). Совместные игры очень сближают малышей и ребят постарше, при этом у детей-волонтеров развиваются организаторские способности; они самостоятельно предлагают новые игры, даже подбирают атрибуты для игр.
- «Помощники для малышей» - дети-волонтеры помогают малышам одеваться на прогулку. При этом у старших детей развивается чувство ответственности, самостоятельности, развиваются собственные навыки самообслуживания.
- «Засветись! Стань заметнее на дороге» - дети-волонтеры провели акцию в поддержу светоотражающих элементов на одежде с целью предупреждения дорожно-транспонртного травматизма.
- «Новогоднее поздравление» - дети – волонтёры изготавливали открытки с новогодними пожеланиями для людей разных профессий (почтальон, продавец, дворник, аптекарь и т. д.) и дарили их: почтальону – на почте, продавцу – в магазине, дворнику – около дома… Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как доброжелательность, внимание к окружающим.
- «Овощи и фрукты – полезные продукты» - развлечение для малышей о пользе фруктов и овощей, которое закончилось посадкой лука для огорода на окне.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности - забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) - ответственность за результаты воспитания своих детей.
«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь» Конфуций.