Юлия Гурман
Военно-патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(в условиях внедрения ФГОС ДО)
Введение
Актуальность темы, мотивация ее выбора, соотнесение личного опыта по решению профессиональной проблемы с достижениями науки и практики.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка-дошкольника.
Публикация «Военно-патриотическое воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 ст. 1.4). Следовательно, дошкольная образовательная организация, как начальный уровень системы образования РФ, должна решать задачи патриотического воспитания дошкольников.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).
Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.
В концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству) определен как базовая национальная ценность. В концепции патриотического воспитания граждан Самарской области выделены 4 направления патриотического воспитания, одним из которых является военно-патриотическое.
Тематический подход к построению образовательного процесса в ДОО позволяет использовать потенциал государственного праздника День Защитника Отечества как темообразующий фактор.
Это определило выбор темы итоговой работы.
Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования:
– дети старшего дошкольного возраста обладают некоторыми военно-патриотическими представлениями, но не реализуют их в своей деятельности;
– отсутствует системный подход к реализации регионального компонента (патриотическое воспитание) в образовательном процессе ДОО.
Профессиональная проблема: какие содержание, формы и методы можно использовать для решения задач военно-патриотического воспитания старших дошкольников в процессе реализации темы «Защитники Отечества»?
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы:
– определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно-патриотических представлений;
– создать культурно-образовательную среду в ДОО;
– повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников;
– объединить усилия семьи и ДОО для решения задач военно-патриотического воспитания старших дошкольников.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (в условиях внедрения ФГОС ДО)
Компоненты моделей Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО
Совместная деятельность педагога и детей Условия для самостоятельной деятельности детей Сотрудничество
с родителями
ОД Режимные моменты
Целевой компонент 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.1 Познакомить детей с названиями родов войск В России
1.2 Расширить представление о военной технике
1.3. Познакомить с особенностями военной формы
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1 Развить интерес к воинской службе
2.2 Знакомить детей с патриотическими художественными произведениями
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Развивать умение в продуктивной деятельности отражать свои представления о Российской Армии
3.2 Различать форму различных родов войск
Содержательный компонент ОД 1
Тема: «Богатыри земли русской»
ОД 2
Тема: «Военная форма»
ОД 3 Художественно- эстетическое развитие (Музыка)
Тема:
«Будем Родины границы зорко охранять!»
Утро
1. ОРУ с булавами
2. Отгадывание литературных загадок «Былинные герои Руси».
3. Д/и «Разведчики»
Прогулка
1. Эстафеты «Ловкий всадник»
2. Эстафета «Меткий стрелок»
Вечер
Темы
1. Беседа о былинных богатырях
2. Рассматривание иллюстраций о русском воинстве
3. Чтение и разучивание стихов, былин о богатырях, подвижных игр
4. Рисование по теме: «Защитники Отечества»
5. Изготовление подарков для пап
6. Просмотр мультфильмов «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей»
7. Сюжетно -ролевая игра «Пилотка»
ОД «Музыка» :
Утро
Музыкальное сопровождение утренней гимнастики
Прогулка
1. Подвижная игра «Ловишка».
2. Беседа «Кем служил мой папа?»
Вечер
1. Продуктивная деятельность (рисование «Танки»).
2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»
3. Чтение художественных произведений на соответствующую тему
Актуальная среда
- фотоальбом «Хочу стать как папа»;
- сюжетные картинки по теме;
- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Я - военный»;
- детские песни об Армии;
- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки.
Актуальная среда
ОД «Музыка» :
- песня «Три танкиста» с соответствующей иллюстрацией
Темы
1. Оформление фотоальбома: «Хочу стать как папа»
2. Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.
3. Консультация – «История возникновения праздника 23 февраля».
4. Организация выставки детских работ по теме проекта.
5. «У нас в гостях папа-военный….».
Информация в родительский уголок:
«Растим будущего гражданина»
Технологический (процессуальный) компонент Ход
ОД 1
Ход
1. Беседа.
2. Построение, ходьба, бег.
3. ОРУ с булавами.
4. Эстафеты по отрядам.
5. Перестроение в колонну по одному и ходьба по кругу маршем.
ОД 2
Ход
1. Беседа о военной форме.
2. Просмотр презентации
3. Динамическая пауза
4. Задание – раскраска.
ОД 3 -«Музыка»
Ход
1. Художественное слово «Что мы Родиной зовём?» В. Степанова.
2. Слушание: «Три танкиста»
3. Артикуляционная гимнастика: «Катаем мячик», «Накажем язычок»
4. Пение: «Бравые солдаты» А. Филиппенко
6. Игра на музыкальных инструментах: «На горе-то калина» р. н. м., обр. Ю. Чичкова
7. Музыкально-ритмические упражнения: «Марш» Ф. Надененко, упражнение «Сегодня салют» Д. Бабаджанян.
Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Упражнения
Прогулка
1. Подвижные игры.
2. Беседа.
Вечер
1. Обсуждение пословиц и поговорок о семье.
2. Продуктивная деятельность (рисование). 3. Просмотр мультфильмов.
4. Чтение.
5. Сюжетно-ролевая игра
Прогулка
1. Подвижная игра
2. Беседа
Вечер
1. Продуктивная деятельность (рисование «Танки»).
2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»
3. Чтение художественных произведений на соответствующую тему
Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
- побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;
- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;
- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);
- поощрение инициативы и активности детей. Формы и способы взаимодействия
- Консультация
- Стендовая информация
-Участие в оформлении тематического альбома (предоставление фотографий пап и дедушек о службе в Армии)
-Проведение совместного с родителями мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества
Результативный компонент
(возможные достижения ребенка) Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.
Формирование у детей любви к Родине.
Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность
Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны.
Расширение знакомого репертуара ребенка (знает и может исполнить песню о солдатах).
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия: воспитатели старших возрастных групп, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.
2. Научно-методические условия: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ООП, рабочая программа музыкального работника, рабочая программа инструктора по физической культуре
3. Материально-технические условия: музыкальный центр, аудиодиски, репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова: флаг России, музыкальный центр, аудиодиски, воздушные шары (по числу детей, деревянные ложки, трещотки, маракасы, бубны, птичка-свистулька, колокольчики, шлем и кольчуга для Воеводы, кегли — булавы для выполнения ОРУ по количеству детей, магнитофон с дисками: «Богатырская наша сила» Добрынина, «Солдатушки, бравы-ребятушки» р. н. п., «Марш»; для игр: 3 корзинки, 3 конуса, 3 «лошадки» на палочке, 3 кольцеброса, канат, 3 сабли, 3 обруча; кубики — для подсчета баллов; посылка, письмо, эмблемы, компьютер, интерактивная доска, военные головные уборы
4. Нормативно-правовые условия ( нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО, СанПиН и др.)
5. Информационные условия (источники лит-ры, интернет-ресурсы)
1. «Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаева. Библиотека программы «От рождения до школы» 2013 г.
2. МОЕ ОТЕЧЕСТВО РОССИЯ! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. [и др. ]. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232 с.
3. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников по средством приобщения к культурным ценностям родного города : Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е. И. Русиной. - Тольятти, 2008. - 26 с
6. Организационные условия
- разработка конспектов ОД, сценария итогового мероприятия;
- разработка планов-конспектов форм работы с родителями;
- подбор мультфильмов об Армии;
- подбор музыкального сопровождения для музыкально-спортивного развлечения.