Анастасия Аверкина
Вводное родительское собрание «Знакомство с работой логопеда и мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастике»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание : «Знакомство с работой логопеда и мастер класс по артикуляционной и дыхательной гимнастике».
Уважаемые родители, сегодня я хочу рассказать вам о своей работе с вашими детьми и о том, чем вы можете помочь нам с ребятами дома. Для начала, хочу рассказать о нарушениях речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста и, если не обратить на них должного внимания могут остаться на всю жизнь.
Публикация «Вводное родительское собрание „Знакомство с работой логопеда и мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастике“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Родительское собрание в начале года, знакомство
- Темочки
Самое распространенное нарушение – это ФНР (фонетическое недоразвитие речи). Это отсутствие или искажение звука, одного или нескольких.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение при котором дети с сохранным физическим слухом не могут различать или путают близкие по звучанию звуки.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
• невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
• Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь» : «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
• Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
• Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
ОНР (общее недоразвитие речи) :
Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.
Для детей с ОНР характерно:
• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
• Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Сразу скажу, что в нашей группе присутствуют в основном дети с ФНР. В чем заключается моя работа в вашей группе?
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
• развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
• последовательная работа над коррекцией проблемных звуков (постановка и автоматизация звука).
• профилактика речевых нарушений.
Необходимые элементы нашей работы - работа по развитию артикуляционного аппарата; развитие правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Мы с Вами будем говорить, и выполнять действия, смотреть в зеркало, для фиксации правильного движения.
Далее по картинкам упражнения : Заборчик, Лопаточка, Качели, Чашечка, Лошадка, Грибок, Маляр, Гармошка.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребё нком дома: Фокус, Змейка, плюем на кончик языка, Футбол.
Без развития слухового внимания процесс постановки и автоматизации звуков может затянуться. Поэтому рекомендую игры для развития фонематического слуха:
- Услышишь – хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).
- Повтори ряд звуков, слогов, слов.
- «Исправь взрослого» - говорю слова неправильно, ребенок исправляет.
- Выбери слово с нужным звуком (с мячом три слова).
Надеюсь, мои рекомендации вам понятны. Спасибо за внимание! Можно задавать мне вопросы.