Марина Мехоношина
Внимание! Дети на дорогах! Суровая действительность и мнение психолога. Для вас, родители!
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание! Дети на дорогах! Суровая действительность и мнение психолога. Для вас, родители
Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это - вина ребенка. Но понятия "вина ребенка" не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить "закон дороги". И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.
Публикация «Внимание! Дети на дорогах! Суровая действительность и мнение психолога, Для вас, родители!» размещена в разделах
- Акция «Внимание, дети!»
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.
Суровая статистика
Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП, числа погибших и раненых детей.
Краевое управление ГИБДД подвело итоги детской аварийности на дорогах. По сравнению с 2015 годом общее количество ДТП, где пострадали несовершеннолетние, увеличилось на 1.7 %, число погибших – на 50%, раненых - на 3.2%.
В 2016 году на территории Перми зарегистрировано 246 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых три ребенка погибли и более 260 получили травмы и ушибы.
Основной рост аварий на дорогах пришелся на четыре района Перми:
В Ленинском районе зафиксировано 20 ДТП (+ 17.6%, в результате которых два ребенка погибли и 19 получили травмы.
В Мотовилихе произошло 52 ДТП (+ 52.9 %, в результате один ребенок погиб и 55 остались травмированы.
В Орджоникидзевском районе в 34 ДТП пострадали 39 детей.
В Свердловском районе Перми 44 ребенка получили травмы.
По вине взрослых произошло 79 аварий, а по неосторожности самих детей-пешеходов было зарегистрировано 41 ДТП.
С участием детей-пассажиров за прошедший год в Перми было зафиксировано 98 автоаварий, при этом один ребенок погиб, травмы получили 106 несовершеннолетних.
Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Пермскому краю подвело неутешительные итоги и в ушедшем 2017 году.
На пресс-конференции, состоявшейся в начале 2018 года, начальник краевого УГИБДД полковник полиции Алексей КАРИН рассказал о неутешительных итогах ушедшего 2017 года
По данным краевой ГИБДД, наметился небольшой рост погибших в ДТП детей в возрасте до 16 лет (с 14 в 2016 году до 15 человек – в 2017-м (выше приведены цифры только по Перми). Такие ДТП произошли в Дзержинском районе Перми, в Губахе, Соликамском, Октябрьском, Суксунском, Осинском районах. При этом 2 ребенка погибли по собственной неосторожности, переходя дороги в неустановленных местах, остальные – в авариях.
Психофизиологические и возрастные особенности
поведения дошкольников на улицах и дорогах
Авторы работы «Методические рекомендация: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений», кандидаты психологических наук Козловский С. А. и Козловская Е. А., большое внимание уделяют психофизиологическим и возрастным особенностям поведения дошкольников на улицах и дорогах.
Родители дошкольников, часто считают, что дети воспринимает мир, так же как и они сами, и отличаются от взрослых лишь тем, что имеют меньший жизненный опыт, и не обладают достаточным количеством академических знаний. Подобное заблуждение, порою приводит их на путь «накачивания» детей знаниями, в том числе и знаниями по безопасности. Но не всё так просто.
Дошкольники, как отмечают авторы книги, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде
Давайте рассмотрим эти особенности, обозначенные авторами в своей работе. Учёные считают, что у ребенка 3-4-летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50%). Память запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.
У ребенка 4-5-летнего возраста, как пишут Козловский С. А., Козловская Е. А почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
Исследователи считают, что в 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте, пишут авторы, поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека. Они отмечают, что скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста, но при этом, несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции и много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для выбора правильного направления движения.
Как считают исследователи, у дошкольника при быстром истощении нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды, он может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т. д., не понимая опасности движущегося транспорта.
У дошкольника, как полагают ученые, отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя.
В экстремальной ситуации, пишут авторы, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.
Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
Козловский С. А. и Козловская Е. А отмечают и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Для ребенка с сильной нервной системой, по мнению авторов, приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет, чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции, и при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро, а ребёнок со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.
Психологами установлено, что у дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий, при этом, из-за своего небольшого роста он не обозревает происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд. Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.
Следует учитывать, что ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка. Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку. Так же авторы считают, что очень важно осмысление и осознание детьми неизбежно возникающих запретов, направленных на сохранение их жизни и здоровья.
Дети-пассажиры
Не стоит забывать и о том, что ребёнок становится участником дорожного движения и как пассажир.
Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, использование в транспортных средствах детских удерживающих устройств (ДУУ) позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста - на 54%. Применение автокресел является обязательным для детей до 12-летнего возраста во всех странах с высоким уровнем автомобилизации. Автокресла – важный элемент системы обеспечения безопасности маленьких пассажиров в транспорте, их эффективность доказана многочисленными исследованиями, которые проводились как в России, так и за рубежом.
Что касается общественного транспорта, то, кажется, что именно тут ничего трудного и нет, - зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.
Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.
Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:
1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.
2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.
3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.
4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.
5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.
6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.
Использованные источники:
1. Козловский С. А., к. п. н, Козловская Е. А, к. п. н\Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений — М. : Издательский Дом Третий Рим, 2006.— 48 с. ;
2. Козловский С. А., к. п. н, Козловская Е. А, к. п. н \Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. — М. : Издательский Дом Третий Рим, 2006.— 48 с;
3. http://perm.bezformata.ru/listnews/god-uvelichilos-chislo-dtp/53922981;
4. http://textarchive.ru/c-1818999-pall.html;
5. http://www.permoboz.ru/txt.php?n=12281;
6. https:гибдд. рф/about/social/children-safety-
официальный сайт ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ