Елена Бирюкова
Внеурочная деятельность с обучающимися с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
«Внеурочная деятельность обучающихся с РАС»
Подготовил: социальный педагог Бирюкова Елена Олеговна
Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Публикация «Внеурочная деятельность с обучающимися с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Каждый ребенок индивидуален, в особенности дети – аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Дети с этим особым нарушением психического развития испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими детьми, родными, взрослыми, в общении и социальной адаптации и требуют постоянной специальной помощи и поддержки. Такие дети нуждаются в создании в школе специальных образовательных условий с использованием индивидуального подхода, потому что расстройства аутистического спектра охватывают как очень тяжелые случаи, когда ребенок совсем не владеет речью, так и случаи, когда ребенок почти не отличается от своих развивающихся сверстников.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
- расширения опыта поведения, деятельности и общения;
- творческой самореализации обучающихся с РАС в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
- позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности являются :
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
- всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с РАС, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время.
Основные задачи внеурочной деятельности :
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с РАС с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в различных видах деятельности;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками;
- создание условий для развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Воспитательные:
- приобретение обучающимися с РАС социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура и др.);
- получение обучающимися с РАС начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.
Личностные:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему городу;
- ценностное отношение к труду, творчеству;
- осознание себя как члена общества;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях;
- эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни.
Формы внеурочной деятельности, используемые мной в личном опыте:
Творческая - реализуется через организацию выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, города, области.
Социальная – включает в себя проведение субботников, участие в трудовых и экологических десантах и акциях, посадка растений и уход за ними.
Все занятия по внеурочной деятельности с детьми с РАС в основном проводятся индивидуально. Ребенку необходимо проговаривать каждое его действие. Каждый вид деятельности нужно проводить несколько раз для закрепления результата. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые нужно опираться в дальнейшей работе. Например, ребенок лепит из пластилина, на одном занятии пластилин разминаем, на другом – раскатываем, на следующем – скручиваем и т. д.
В трудовой деятельности ребенку также нужно проговаривать все его действия, и как правило, ребенок сначала вслух повторяет что сказал взрослый, а затем выполняет задание. Убирая снег ребенку нужно показать откуда убрать снег и куда его отнести, т. е должен быть четкий алгоритм действий.
Не стоит повторять много раз одно и тоже. Необходимо встать рядом с ребенком, и обратившись к нему по имени, четко и кратко сформулировать просьбу, Ребенок должен понимать, что вы от него хотите. Простые инструкции могут постепенно усложняться, по мере того, как он начинает их выполнять.
Заключение
Главное в работе с детьми с РАС - это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся в ходе учебного процесса.