Ольга каратеева
Внесение в развивающую среду коврографа «Ларчик» и особенности работы с ним детей с функциональными нарушениями зрения
▼ Скачать +Заказ
Внесение в развивающую среду коврографа и особенности работы с ним детей с функциональными нарушениями зрения
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа, который посещают дети с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ)- амблиопия и косоглазие.
Публикация «Внесение в развивающую среду коврографа „Ларчик“ и особенности работы с ним детей с функциональными нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Вовлечение детей с ФРЗ в эмоционально насыщенные ситуации общения, согласно ФГОС ДО, способствует «развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». Данное содержание реализуется нами в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту.
Дети с нарушением зрения не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным [1, с. 62]. Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства предметов окружающего мира, для этого педагогу необходимо создать в группе коррекционно - развивающую среду, которая будет способствовать ребенку со зрительной патологией, преодолевать трудности.
Правильно организованная развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности, как умственную, так и физическую, и игровую. Она становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования [3, с. 75]. Требованиями к ее организации являются: свободный, по интересам детей, выбор игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности; возможность играть малыми подгруппами.
Плаксина Л. И. и Л. С. Сековец в своей работе определили принципы организации коррекционно-развивающей работы : обеспеченность специальным дидактическим материалом, подбор специального оборудования и размещение игровых блоков так, чтобы решать проблемы, связанные с нарушением моторики детей, интеллектуального направления. Трансформируемость и многофункциональность среды способствует формированию у ребенка ориентировки в пространстве, активизации мышления, памяти [ 4, с 76].
Когда я познакомилась с методикой В. В. Воскобовича, то увидела в ней богатый потенциал для коррекции нарушенных зрительных функций у моих воспитанников. Я решила применить игры В. В. Воскобовича для коррекции зрительного восприятия, развития ориентировки в пространстве и развития познавательной деятельности детей с функциональными нарушениями зрения.
Образовательную деятельность с детьми по методике В. В. Воскобовича начали с «Коврографа Ларчик», т. к. работа на вертикальной поверхности рекомендована врачом-офтальмологом детям со сходящимся косоглазием, а таких – большинство в нашей группе; для детей с расходящимся косоглазием применяем горизонтальную поверхность–«Коврограф МиниЛарчик». В рабочем секторе группы выбрали место для размещения оборудования, прикрепили игровое поле на уровне глаз детей, оборудование к нему разместили рядом на стойке-полочке, чтобы оно было доступно для самостоятельной деятельности детей. Во время работы со сказочными персонажами на «Коврографе» у детей развивается зрительное восприятие, они учатся ориентировке на плоскости, размещая игровые образы по центру, в нижнем и верхнем, левом и правом углах «Коврографа», выстраивая их с учетом заданной ситуации.
Когда, для детей с диагнозом «сходящееся косоглазие», применяли настольную подставку и использовали дидактический материал небольшого размера, поле действия ребенка было ограничено. На настенном «Коврографе Ларчик» у детей есть возможность развернуть целую сказочную страну с яркими персонажами, большой поверхностью, где можно «проходить» большие расстояния, выполнять более сложные глазомерные действия.
«Коврограф МиниЛарчик» находит свое применение в работе с детьми со сложной патологией зрения : такие дети обычно неуверенны в своих действиях, часто ошибаются, путают направления вверх, вниз, влево, вправо. Здесь же можно все исправить, преодолеть трудности со второго, третьего раза. В группе есть девочка с очень сложным зрительным диагнозом («Птоз верхнего века», «сходящееся косоглазие»).
Обычные коррекционные упражнения не способствовали тому, чтобы ребенок правильно выполнил задания, девочка терялась, смущалась, а на игровом поле «Коврографа», она смело обыгрывает различные ситуации, придумывает новые. Играя с дидактическим материалом, игрушками, Вероника выбирает темные оттенки цветов (серый, темно-зеленый, черный). И как мы не старались заинтересовать девочку более яркими оттенками раздаточного материала, ничего не получалось. Когда знакомили детей с игровыми персонажами «Коврографа Ларчик», ее очень заинтересовал слон Лип-Лип, но она продолжала строить его дом и полянку в темных тонах. Но однажды я сказала, что слоник устал грустить, ему хочется гулять по красивой яркой полянке, жить в радужном домике. И на следующий день Вероника построила для Слоника яркий домик, а через несколько дней - коврик и дорожку ярких цветов. Девочка восприняла эмоциональное состояние слоника, как свое собственное, сопереживая ему, исправила ситуацию. Такое взаимодействие с ребенком повышает познавательные способности, способствует восстановлению зрительных функций, а сама игровая ситуация становится основной формой не только развития, но и коррекционной деятельности[2, с. 70] .
Для детей с нарушением зрения сама среда не оказывает нужного эффекта, ее нужно специально организовать. С помощью «Коврографа Ларчик» очень удобно применять различные математические задания на формирование у детей понятий о количестве и счете, форме, величине и местоположении предметов. Например, при изучении темы «Величина», предложили детям игровое упражнение на «Коврографе Ларчик» : Гномики Черныш и Белыш гуляли в лесу и увидели высокие и низкие деревья
(высокое и низкое из красных веревочек, высокое и низкое из зеленых веревочек, а вокруг них нападало много листьев (большие и маленькие кружки разбросаны по всему игровому полю). Гномики решили вернуть деревьям листочки. Задание: рассматриваем деревья высокие и низкие, листочки большие прикрепляем на большие деревья, маленькие - на маленькие, называя при этом цвет и размер дерева и листочка. В ходе проводимых игр-соревнований с детьми, закрепляем наглядно «теорию успеха», где нам помогают выполнять задания Кохле и Селе. Они же и судьи: заполняют табло кружочками красного цвета для одной команды, синего - для другой.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда, с внесением в нее игр В. В. Воскобовича, способствует развитию у детей с нарушениями зрения аналитического восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики рук, дает возможность развивать у них фантазию, уверенность в себе, чувство сопереживания, способствует закреплению изучаемого материала в игровой форме.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ / под редакцией Т. М. Бондаренко- Воронеж, 2013- 145с.
2. Вакуленко, В. В, Вотинова, О. М. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини-Ларчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие/ под редакцией В. В, Вакуленко, О. М. Вотиновой. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО. 2017.-288с.
3. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки/ Т. И. Нагаева. - Ростов Н/ Д: Феникс, 2008.-92с.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида/ под редакцией Л. И. Плаксиной. - М., 1997 – 155c.