Наталья Фомина
Внеклассное занятие «Четвероногие друзья — собаки» для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Воспитание нравственных качеств детей: чуткого, уважительного отношения к собакам, чувство доброты, сопереживания животным.
Познакомить с понятием «поводырь», развивать умение различать
группы и породы собак, познавательный интерес. Коррекция процессов
анализа, речи, целенаправленности восприятия.
Оборудование: картинки с изображением собак, плакаты с изображением различных пород собак и правил обращения с ними,
кроссворд, аудио-запись песен «Это знает всякий» и «Человек собаке друг».
Публикация «Внеклассное занятие „Четвероногие друзья — собаки“ для 3 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Домашние питомцы
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Ход занятия.
Орг. начало.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, я очень рада вас видеть, но мы сегодня не одни, у нас гости. Давайте поприветствуем их.
- Начинаем мы занятие,
Дети, все тихонько сядьте!
Сядут девочки сперва,
Теперь мальчикам пора.
2. Игры на внимание.
- Ребята, давайте поиграем. На доске картинки. Кто на них изображён? (собака, олень, лиса, ежи, волки)
- Скажите, кто здесь лишний? Почему? Обоснуйте.
- А сейчас запомните порядок картинок. Закройте глаза, а теперь откройте и посмотрите, что изменилось? (2 раза)
- Молодцы! У вас всё получилось правильно.
Сообщение темы и целей занятия.
- А теперь послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, какая
тема нашего занятия?
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они – помощники в труде –
Надёжные, примерные,
Они и выручат в беде
И в дружбе очень верные.
(Дети высказывают свои догадки)
- Тема нашего занятия – Четвероногие друзья. Каких животных мы
можем назвать своими четвероногими друзьями? (Собака, кошка,
корова, лошадь)
- Послушайте загадку и скажите, о каком животном мы будем говорить
на нашем занятии?
«Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается».
Кто это? (собака)
- Правильно. Сегодня мы поговорим о наших четвероногих друзьях –
собаках. (вывешивается к теме слово «собаки» и фото) Вы узнаете, какие есть породы собак, на какие три группы они делятся, какие профессии они осваивают, познакомитесь с правилами ухода и обращения с собаками, а также некоторыми сведеньями об этих животных.
Работа по теме занятия.
1. История происхождения собак. Вступительное слово В-ля.
- Сядьте ровно и внимательно меня послушайте.
Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись хищников. Однажды, один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилища. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать пищу, ведь собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью, ведь в прошлом собака была ночным хищником. Человек приучил собаку сторожить дом, лаем подавать сигнал тревоги. Собака стала помогать на охоте, охранять и защищать скот.
- Итак, от кого и как произошли собаки?
2. Группы и породы собак. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей.
- Разновидностей собак очень много. Обратите внимание на плакат.
Каждая собака не похожа. Эти различия и есть порода (на доске) Все
Породы собак делятся на три группы: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные. Какие породы собак относятся к служебным? (овчарка, водолаз. После ответа вывешивается фото) Что вы знаете об овчарке, водолазе (ответы детей)
- Служебные собаки - очень серьёзные животные, но все они когда-то были щенками и хотели быстрее вырасти и совершать подвиги.
1у-к.
Я не зря глаза таращу –
Я давно хочу узнать,
Как овчаркой настоящей
Поскорее можно стать.
Чтобы уши не болтались,
Чтобы стал послушен хвост,
Чтобы сразу догадались,
Как умён я и не прост.
Чтобы взяли на границу,
Чтоб в дозоре я лежал.
Долго мне ещё учиться?
Очень долго? Очень жаль!
2у-к.
Два года прожил водолаз
И вдруг подумал мрачно,
Что никого ещё не спас,
Что жизнь его не удалась,
Сложившись неудачно.
А сколько раз, в геройских снах,
Он плыл в стремительных волнах,
Нырял бесстрашно в глубину,
Искал на дне, со дна тянул
И сколько раз, ах сколько раз!
Ему спасённый лапу тряс!
А там в толпе на берегу,
Кричали все об этом:
Я за медалью побегу!
Я напишу в газету!
Но просыпался каждый раз
На этом месте водолаз.
- Молодцы! А теперь расскажите, что вы знаете о том, какие породы собак относятся к охотничьим? (такса, гончая. Фото вывешивается)
- Что вы знаете о таксе, гончей? (ответы детей)
- И, наконец, третья группа – это комнатно-декоративные. Какие породы собак относятся к этой группе? (болонка, шпиц. Фото вывешивается)
- О шпице вам расскажут дети:
1у-к:
А на что способны шпицы,
Можно в цирке убедиться:
Он танцует и играет,
И по карточкам считает,
Прыгает через каркас.
А таблицу умноженья
Знает он не хуже вас.
2у-к:
Размечтался зритель Вася
Ученик второго класса :
«Вот бы мне такого шпица –
Ах, как стал бы я учиться!»
3у-к:
А в шестом ряду партера
Размечталась тё тя Вера:
«Вот бы шерсть такого шпица
Мне попала бы на спицы!»
4у-к:
… Цирк грохочет:
«Браво! Бис! Замечательный артист!
- Такие собаки как болонка, пудель, шпиц живут в наших домах и выполняют своё главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее.
3. Беседа о профессиях собак.
- Собаки, как и люди, осваивают разные профессии. Какие профессии собак вы знаете? Расскажите о них. (Дети рассказывают на основе жизненного опыта)
- Есть ещё одна очень важная профессия, о ней я вам расскажу подробно, а вы попробуйте догадаться.
Рассказ воспитателя:
- Эти собаки служат человеку вместо глаз, помогают уверенно чувствовать себя в дороге и в жизни вообще. Они специально обучены переходить через улицу, с помощью специалистов собаки осваивают маршруты, по которым ходит слепой человек: в магазин, на работу. Эти собаки могут предупредить человека об опасностях, которые могут встретиться на пути.
- Итак, как называется эта профессия?
«ПОВОДЫРЬ» - слово вывешивается на доске.
Произошло от слова ВОДИТЬ – ВОДЫРЬ (простореч.) – тоже что и ПОВОДЫРЬ – ПРОВОДНИК слепых.
Мы хорошо поработали, давайте отдохнём. Встаньте!
Физминутка.
Мой друг.
У меня с недавних пор
Появился друг – боксёр.
С ним везде мы и всегда,
Не страшна тогда беда.
Утром рано мы встаём,
На зарядку мы идём.
Мы с ним бегаем и скачем,
За обедом кости прячем,
Поиграем в чихарду,
Искупаемся в пруду.
Как приходит время спать,
Мы воюем за кровать.
Только сон нас успокоит,
Утром новый день приходит,
И мы с другом, как в «мочало»,
Начинаем всё сначала.
- Чтобы собака могла обладать такими прекрасными качествами и была действительно помощником и другом, её нужно учить и воспитывать. Необученную и плохо воспитанную собаку перевоспитать очень трудно, поэтому случаются трагедии – собаки нападают на людей. А чтобы этого не произошло, необходимо знать правила ухода и обращения с собакой (плакат на доске).
1. Собака требует уважения и понимания.
2. С собакой нужно гулять.
3. Отведите собаке место подальше от батареи и сквозняков.
4. Купать один раз в месяц.
5. Воспитывать в собаке культуру поведения.
6. Если собака заболела, обратитесь к ветеринару.
- Соблюдая эти правила, вы приобретёте себе верного и преданного друга.
Согласно древней легенде, Бог, прогневавшись на людей, лишил их возможности понимать язык зверей и птиц. Зато меньшие наши братья, по утверждению учёных, понимают каждое человеческое слово. Ведь их-то Бог не наказывал. А для того, чтобы быть понятыми, даже заговорили по-человечьи. Звучит неправдоподобно, но научно доказано.
1у-к: У дочери немецкого писателя Томаса Манна сеттер Арлекин писал под диктовку на специальной пишущей машинке диктанты, нажимая носом на клавиши. Однажды он не захотел писать и в присутствие многих свидетелей напечатал: «Плохой пёс». Даже с чувством юмора.
2у-к: Собака из Тольятти Мирей зовёт хозяйку «мама», и просит есть «ам-ам»
3у-к: Сто лет назад в Германии собака Рольф выучила азбуку и составляла из букв слова, понимая смысл.
- Спасибо, уважаемые, вот теперь, ребята, вы знаете многое о собаках, даже названия многих пород, а значит без труда сможете разгадать кроссворд.
(см. приложение)
1. Порода собак, спасающая тонущих людей. (Водолаз)
2. Порода, которая любит людей и одновременно специальность спортсмена. (Боксёр)
3. Одна из самых древних и самых быстрых пород охотничьих собак. Используется для охоты на зайцев, волков, лисиц, а порой и на кабанов и медведей. (Борзая)
4. Ребёнок любой собаки. (Щенок)
5. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя. (Гончая)
6. Когда-то были охотничьими собаками, а затем стали служебными. Бывают тигровыми, мраморными, королевскими. (Дог)
7. Охотничья собака, длинная, на коротких ногах. Она выгоняет зверей из нор. Очень сообразительная и находчивая. (Такса)
8. Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как волкодавы,
Умные, как сенбернары,
Храбрые – хоть на заставы,
Славным овчаркам в пару. (Дворняга)
- Что же это за порода такая? (Ответы детей)
- Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос. А вы их знаете? (Лайка, Белка, Стрелка)
- Трудно представить себе, сколько подвигов больших и малых, известных и неизвестных, было совершено этими удивительными животными. Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложено песен, не даром поставлены памятники.
4. Обзор выставки книг.
- Рассмотрите книги, которые здесь выставлены. Какие книги вам знакомы?
- О ком они? (Ответы детей)
- Все ли книги вам знакомы? (нет)
- Я думаю вы найдёте время познакомиться с героями этих книг.
5. Беседа по поговорке «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь каждому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних мечты сбываются, у других нет. Но бывает и так: завёл себе человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы и выбросил он собаку на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо всегда помнить об этом.
Стих-е Э. Асадова «Рыжая дворняга».
- Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
«Прощай, брат»
Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
… В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут верно о бедной дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти открытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы.
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
- О ком стихотворение? (О человеке, собаке)
- Какие события произошли? (Варианты ответов детей)
- Такой поступок человека можно оправдать? (нет) Почему? (Он предал друга)
- Я очень надеюсь, что вы никогда не станете похожими на такого человека, никогда не предадите своего друга, будь то человек или собака, или птичка, поэтому давайте прочитаем записанную на доске фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Как вы понимаете эти слова?
- Что означает «в ответе»? (Мы должны хорошо относиться к животным, птицам, заботиться о них, любить и беречь их, тех, которые живут рядом с нами).
- А что значит слово «приручили»? (Сделали ручными, животные перестали нас бояться, стали близко подходить к нам, привыкли)
- Ну а теперь вы можете сами объяснить значение этих слов. (мы не должны предавать братьев наших меньших)
Подведение итогов.
1. Песня «Это знает всякий».
- Самое главное, что вы должны помнить и знать… (звучит песня в исполнении детей)
2. Повторение и закрепление знаний.
- Давайте вспомним тему нашего занятия. О ком мы беседовали? (о собаках)
- Что нового вы о них узнали?
- Что понравилось? (Какие бывают породы и группы собак, откуда произошли собаки, какие существуют правила ухода и обращения с собакой, что умеют собаки, какие подвиги они совершают и какое важное качество у них есть).
- Я согласна с вами. Заботьтесь о собаках и они ответят вам преданностью и безграничной любовью. На этом наше занятие окончено, желаю вам всего самого доброго (Звучит песня «Человек собаке друг». По её исполнение дети покидают места)